Сергей Михалков: «Господин Солженицын нам надоел»

Писатель Михалков Сергей Владимирович
Писатель Михалков Сергей Владимирович

«Советская культура» публикует интервью Сергея Михалкова западногерманскому журналу «Шпигель», обратившемуся к писателю с просьбой ответить на ряд вопросов. Интервью было напечатано в №6 этого журнала от 4 февраля 1974 года.

wikireading.ru

«Шпи­гель»: Гос­по­дин Михал­ков, совет­ская печать, радио и теле­ви­де­ние рез­ко кри­ти­ку­ют Сол­же­ни­цы­на. Что вол­ну­ет вас в его новой кни­ге «Архи­пе­лаг Гулаг»? Он оскор­бил Совет­ский союз или, может быть, иска­зил исто­ри­че­ские фак­ты?

С. Михал­ков: Ничто не может меня вол­но­вать в кни­ге гос­по­ди­на Сол­же­ни­цы­на «Архи­пе­лаг Гулаг». Я не вижу в ней худо­же­ствен­ных досто­ин­ств, но вот оскор­бить мою стра­ну и иска­зить исто­ри­че­скую дей­стви­тель­но­сть ему уда­лось. Как, впро­чем, это уда­ва­лось Сол­же­ни­цы­ну во мно­гом, что выхо­ди­ло из-под его пера в послед­ние годы.

Но я не могу оста­вать­ся рав­но­душ­ным, мол­ча­ли­вым сви­де­те­лем того, как г-н Сол­же­ни­цын изде­ва­ет­ся над совет­ским обще­ством и совет­ским стро­ем. Он не видит в исто­рии моей стра­ны ниче­го, кро­ме тюрем и лаге­рей. И изоб­ра­жа­ет Совет­ский Союз как одну боль­шую тюрь­му, а народ — в виде тол­пы бес­сло­вес­ных, покор­ных рабов. Г-н Сол­же­ни­цын зали­ва­ет одной лишь чер­ной крас­кой все, во имя чего совер­ша­лась Октябрь­ская рево­лю­ция 1917 года, во имя чего совет­ский народ понес такие неслы­хан­ные жерт­вы во вре­мя вто­рой миро­вой вой­ны. По мое­му убеж­де­нию, дела­ет он это созна­тель­но, ибо сам сто­ит в одном ряду с теми, кто не при­ни­ма­ет наш соци­а­ли­сти­че­ский строй, с теми, для кого Октябрь­ская рево­лю­ция яви­лась лич­ной тра­ге­ди­ей, а не вели­кой народ­ной побе­дой.

У каж­до­го наро­да есть свои герои и свои пре­да­те­ли. Встав на путь пре­да­тель­ства, г-н Сол­же­ни­цын, как мне кажет­ся, понял, что толь­ко этот путь, а не под­лин­ная лите­ра­ту­ра, кото­рая все­гда слу­жит наро­ду, может при­влечь к нему вни­ма­ние, надеть на него тер­но­вый венец «муче­ни­ка» и «про­ро­ка», бес­страш­но и без­на­ка­зан­но веща­ю­ще­го на весь мир о несо­сто­я­тель­но­сти совет­ско­го обра­за жиз­ни.

Г-н Сол­же­ни­цын добил­ся сво­е­го. Преж­де все­го он при­влек к себе вни­ма­ние реак­ци­он­ных кру­гов. И ско­ро ста­ло ясно, что озна­чен­ный «муче­ник» явля­ет­ся все­го-навсе­го поли­ти­че­ской мари­о­нет­кой, и я хоро­шо себе пред­став­ляю, кто дер­жит в руках те ниточ­ки, кото­рые при­во­дят в дви­же­ние язык и перо г-на Сол­же­ни­цы­на.

«Шпи­гель»: В кни­ге ведь в первую оче­редь кри­ти­ку­ют­ся зло­де­я­ния Ста­ли­на, кото­рые были раз­об­ла­че­ны ваши­ми кол­ле­га­ми-писа­те­ля­ми, и они, писа­те­ли, не ста­ли оппо­зи­ци­о­не­ра­ми Совет­ско­го Сою­за. Вы пред­по­чи­та­е­те уме­рен­ную кри­ти­ку и не хоти­те пол­но­го рас­че­та с про­шлым?

С. Михал­ков: Нач­ну с того, что Ком­му­ни­сти­че­ская пар­тия Совет­ско­го сою­за сама во все­услы­ша­ние осу­ди­ла серьез­ные ошиб­ки, допу­щен­ные в пери­од куль­та лич­но­сти Ста­ли­на. Мно­гие совет­ские лите­ра­то­ры дей­стви­тель­но писа­ли в сво­их про­из­ве­де­ни­ях о нару­ше­ни­ях соци­а­ли­сти­че­ской закон­но­сти, имев­ших место в те вре­ме­на. И они не ста­ли вра­га­ми Совет­ско­го сою­за, пото­му что исхо­ди­ли из вер­ной, объ­ек­тив­ной оцен­ки и про­шло­го, и насто­я­ще­го. И даже труд­ная судь­ба неко­то­рых писа­те­лей, на себе испы­тав­ших тяже­сть неспра­вед­ли­вых обви­не­ний, не засло­ни­ла от них прав­ду нашей жиз­ни — не озло­би­ла их, не сде­ла­ла их «сол­же­ни­цы­ны­ми», ибо они, как и весь народ, верят, что то, что было, нико­гда боль­ше не повто­рит­ся. И у нас нет ника­ких осно­ва­ний сно­ва и сно­ва воз­вра­щать­ся к само­би­че­ва­нию.

Что каса­ет­ся уме­рен­ной кри­ти­ки, то счи­таю, что тако­вой вооб­ще нет. Есть кри­ти­ка объ­ек­тив­ная и есть кри­ти­ка тен­ден­ци­оз­ная, злоб­ная, кле­вет­ни­че­ская. Я — за объ­ек­тив­ную кри­ти­ку, за кри­ти­ку пози­тив­ную. По пово­ду пол­но­го рас­че­та с про­шлым ска­жу, что это — не чье-нибудь, а наше про­шлое со все­ми его дости­же­ни­я­ми, побе­да­ми и недо­стат­ка­ми. И совет­ский чело­век вовсе не соби­ра­ет­ся его пере­чер­ки­вать, пото­му что он горд тем, чем ста­ла сего­дня его стра­на, его Роди­на.

Я, к при­ме­ру, хоро­шо пони­маю чув­ства истин­но­го нем­ца, кото­рый гор­дит­ся сво­ей зем­лей, несмот­ря на то, что на ней про­ис­хо­ди­ло в раз­ные вре­ме­на. Вряд ли ему при­шлась бы по душе кни­га, в кото­рой о его наро­де было бы напи­са­но столь пре­не­бре­жи­тель­но, столь желч­но, как это сде­лал, напри­мер, г-н Сол­же­ни­цын в сво­ей пье­се «Пир побе­ди­те­лей» о рус­ском наро­де.

«Шпи­гель»: Сво­дит­ся ли воз­му­ще­ние так­же к тому, что Сол­же­ни­цын утвер­жда­ет, что тер­рор во вре­ме­на Ста­ли­на яко­бы начал­ся в СССР еще при Лени­не?

С. Михал­ков: Любая рево­лю­ция, как извест­но, — дело не бес­кров­ное. Народ, беру­щий в руки власть, дей­ству­ет тем же ору­жи­ем, каким дей­ству­ет его враг, защи­ща­ю­щий свои инте­ре­сы. Рус­ская рево­лю­ция 1917 года дала наро­ду не толь­ко идеи, но и пра­во защи­щать эти идеи с ору­жи­ем в руках.

Г-н Сол­же­ни­цын назы­ва­ет тер­ро­ром рево­лю­ци­он­ную клас­со­вую борь­бу тру­дя­щих­ся. А как тогда назвать мето­ды, кото­ры­ми дей­ство­ва­ли интер­вен­ты четыр­на­дца­ти дер­жав, Дени­кин, Кол­чак, Мах­но, Пет­лю­ра, Кор­ни­лов и про­чие вра­ги новой рабо­че-кре­стьян­ской вла­сти? Не они ли, объ­явив белый тер­рор, сжи­га­ли в паро­воз­ных топ­ках и зака­пы­ва­ли живьем в зем­лю свои жерт­вы, не они ли веша­ли без­за­щит­ных на город­ских фона­рях; выка­лы­ва­ли гла­за, рас­стре­ли­ва­ли без суда и след­ствия, пыта­ли людей толь­ко за то, что эти люди реши­ли на век покон­чить с цар­ским само­дер­жа­ви­ем?

Читая сего­дня Сол­же­ни­цы­на, неволь­но при­хо­дишь к мыс­ли, что на заре Совет­ской вла­сти крас­ное зна­мя было бы не его зна­ме­нем.

Бес­спор­но, что моло­дая Совет­ская рес­пуб­ли­ка не могла бы отсто­ять себя одни­ми лозун­га­ми. И нас не может не воз­му­щать про­во­ка­ци­он­ная оцен­ка рево­лю­ци­он­ных собы­тий в Рос­сии, к кото­рой при­бе­га­ет г-н Сол­же­ни­цын.

«Шпи­гель»: Хру­щев, кото­рый сам осу­дил зло­де­я­ния Ста­ли­на, раз­ре­шил Сол­же­ни­цы­ну напе­ча­тать в Совет­ском Сою­зе его первую кни­гу «Один день Ива­на Дени­со­ви­ча». Поче­му ему не раз­ре­ша­ют изда­вать его после­ду­ю­щие про­из­ве­де­ния на его роди­не?

С. Михал­ков: Мне дума­ет­ся, что и Хру­щев, если бы ему дове­лось читать после­ду­ю­щие про­из­ве­де­ния г-на Сол­же­ни­цы­на, воз­дер­жал­ся бы от их пуб­ли­ка­ции. Если пер­вая пове­сть Сол­же­ни­цы­на еще пред­став­ля­ла неко­то­рый инте­рес новиз­ной темы, попыт­кой авто­ра рас­крыть харак­тер невин­но осуж­ден­ных про­стых людей, без­ро­пот­но под­чи­нив­ших­ся сво­ей судь­бе, то после­ду­ю­щие про­из­ве­де­ния Сол­же­ни­цы­на от одно­го к дру­го­му все откро­вен­нее дава­ли понять о непри­ня­тии авто­ром само­го суще­ства совет­ско­го обще­ства. Встав на этот путь и под­креп­ляя свою пози­цию все­воз­мож­ны­ми откры­ты­ми пись­ма­ми и заяв­ле­ни­я­ми, дис­кре­ди­ти­ру­ю­щи­ми совет­скую дей­стви­тель­но­сть, г-н Сол­же­ни­цын в кон­це кон­цов откро­вен­но пере­шел в лагерь реак­ции, в анти­со­вет­ский лагерь.

Есте­ствен­но, что про­из­ве­де­ния тако­го авто­ра было бы по мень­шей мере стран­но изда­вать в нашей стра­не, в народ­ных изда­тель­ствах, на народ­ные день­ги.

«Шпи­гель»: В «Лите­ра­тур­ной газе­те» Сол­же­ни­цын был назван лите­ра­тур­ным вла­сов­цем и анти­со­вет­чи­ком. Эти упре­ки оправ­дан­ны?

С. Михал­ков: Гене­рал-пре­да­тель Вла­сов воз­глав­ляя отря­ды, сра­жав­ши­е­ся на сто­ро­не гит­ле­ров­ской армии про­тив совет­ско­го наро­да во вре­мя вто­рой миро­вой вой­ны. Этих измен­ни­ков, сме­нив­ших фор­му сол­дат Совет­ской Армии на мун­ди­ры «осво­бо­ди­те­лей Рос­сии», народ про­звал «вла­сов­ца­ми».

Сол­же­ни­цын сего­дня фак­ти­че­ски нахо­дит­ся в рядах подоб­ных «осво­бо­ди­те­лей». И, на мой взгляд, он с пол­ным осно­ва­ни­ем может быть назван лите­ра­тур­ным вла­сов­цем.

«Шпи­гель»: С совет­ской сто­ро­ны Сол­же­ни­цын и запад­ная печать под­вер­га­ют­ся кри­ти­ке за то, что они опуб­ли­ко­ва­ни­ем кни­ги «Архи­пе­лаг Гулаг» и ста­тья­ми в свя­зи с этим опуб­ли­ко­ва­ни­ем хотят поме­шать поли­ти­ке совет­ско­го Сою­за в деле раз­ряд­ки меж­ду­на­род­ной напря­жен­но­сти. Эта логи­ка нам непо­нят­на. Одно дру­гое не исклю­ча­ет?

С. Михал­ков: Воз­ня на Запа­де вокруг Сол­же­ни­цы­на и его новой кни­ги, судя по ее мас­шта­бам, явно под­го­тов­ле­на и орга­ни­зо­ва­на. Это вид­но нево­ору­жен­ным гла­зом. А раз это так, зна­чит, она кому-то нуж­на.

Я не думаю, что все сол­же­ни­цы­ны вме­сте взя­тые могут суще­ствен­но поме­шать про­цес­су раз­ряд­ки меж­ду­на­род­ной напря­жен­но­сти. Но неко­то­рым поли­ти­че­ским кру­гам, по-види­мо­му, выгод­но при­влечь вни­ма­ние к про­из­ве­де­нию чело­ве­ка, живу­ще­го в СССР и яко­бы прав­ди­во рису­ю­ще­го кар­ти­ну жиз­ни в стра­не, где «попра­ны чело­ве­че­ские пра­ва» и миро­лю­би­вые отно­ше­ния с кото­рой яко­бы про­ти­во­ре­чат инте­ре­сам запад­ных госу­дар­ств. Я не думаю, что­бы «Шпи­гель», пуб­ли­куя отрыв­ки из кни­ги «Архи­пе­лаг Гулаг», стре­мил­ся вызвать сим­па­тии у сво­их чита­те­лей к Совет­ско­му Сою­зу и тем самым, к при­ме­ру, уве­ли­чить при­ток тури­стов из ФРГ в СССР.

Совет­ские писа­те­ли вме­сте со все­ми граж­да­на­ми моей стра­ны отлич­но видят про­во­ка­ци­он­ный харак­тер ново­го выступ­ле­ния г-на Сол­же­ни­цы­на. И наше воз­му­ще­ние этой оче­ред­ной анти­со­вет­ской про­во­ка­ци­ей впол­не оправ­дан­но.

«Шпи­гель»: Какие цели пре­сле­ду­ют жур­на­ли­сты и лите­ра­то­ры вашей стра­ны, остро кри­ти­куя Сол­же­ни­цы­на? Вели­кий Совет­ский Союз может не боять­ся како­го-то Сол­же­ни­цы­на.

С. Михал­ков: Посколь­ку запад­ные сред­ства инфор­ма­ции широ­ко про­па­ган­ди­ру­ют кле­вет­ни­че­ские взгля­ды Сол­же­ни­цы­на, живу­ще­го в СССР, постоль­ку совет­ские писа­те­ли и жур­на­ли­сты счи­та­ют сво­им дол­гом дать свою оцен­ку и про­из­ве­де­нию, и пове­де­нию Сол­же­ни­цы­на.

Если бы автор «Архи­пе­ла­га Гулаг» жил где-нибудь в Цюри­хе, где име­ет кон­то­ру его адво­кат, то вряд ли его фигу­ра при­влек­ла бы вни­ма­ние совет­ской обще­ствен­но­сти. В кру­гу себе подоб­ных по ту сто­ро­ну совет­ской гра­ни­цы он не был бы более заме­тен, чем дру­гие лите­ра­то­ры-анти­со­вет­чи­ки. Подо­зре­ваю, что в этом слу­чае г-ну Сол­же­ни­цы­ну при­шлось бы дол­го оби­вать поро­ги изда­тель­ств со сво­и­ми руко­пи­ся­ми. И цена им была бы дру­гая.

Вы спра­ши­ва­е­те, боим­ся ли мы Сол­же­ни­цы­на. Мы его не боим­ся, но он нам надо­ел.

«Шпи­гель»: Вы дума­е­те, Сол­же­ни­цын отвер­га­ет все, что дала Октябрь­ская рево­лю­ция. Как могло про­изой­ти, что убеж­ден­ный ком­му­ни­ст пре­вра­тил­ся в анти­ком­му­ни­ста? Может быть, исклю­че­ние его из Сою­за писа­те­лей и его изо­ля­ция были ошиб­кой?

С. Михал­ков: У меня нет сомне­ний в том, что совет­ский строй и поли­ти­ка нашей Ком­му­ни­сти­че­ской пар­тии чуж­ды Сол­же­ни­цы­ну. Вот поче­му он отвер­га­ет или не заме­ча­ет, или не хочет видеть то, что дал Вели­кий Октябрь наше­му наро­ду. Убеж­ден­ный ком­му­ни­ст не может стать анти­ком­му­ни­стом. Ком­му­ни­стом Сол­же­ни­цын нико­гда не был… Об этом убе­ди­тель­но гово­рит его истин­ное лицо. Ошиб­кой было не исклю­че­ние Сол­же­ни­цы­на из Сою­за писа­те­лей СССР, а его преж­де­вре­мен­ный при­ем в чле­ны сою­за.

«Шпи­гель»: Сол­же­ни­цын убеж­ден, что его «Архи­пе­лаг Гулаг» будет когда-нибудь издан и в Совет­ском Сою­зе. Вы вери­те в это?

С. Михал­ков: А зачем?

***

На вопрос «Совет­ской куль­ту­ры» об отно­ше­нии к Ука­зу Пре­зи­ди­у­ма Вер­хов­но­го сове­та СССР о лише­нии А. Сол­же­ни­цы­на совет­ско­го граж­дан­ства Сер­гей Вла­ди­ми­ро­вич Михал­ков отве­тил:

«Как извест­но, 13 фев­ра­ля с. г. Сол­же­ни­цын был выдво­рен за пре­де­лы Совет­ско­го Сою­за и попал нако­нец в ту пита­тель­ную сре­ду, кото­рая его в тече­ние ряда лет после­до­ва­тель­но под­стре­ка­ла и актив­но под­дер­жи­ва­ла. В нынеш­них усло­ви­ях на реак­ци­он­ном идео­ло­ги­че­ском рын­ке этот поли­ти­че­ский отще­пе­нец пред­став­ля­ет собой в опре­де­лен­ном смысле уже «уце­нен­ный товар». Мы были сви­де­те­ля­ми его мораль­но­го и граж­дан­ско­го паде­ния, и нет сомне­ния в том, что рано или позд­но мы явим­ся оче­вид­ца­ми его неми­ну­е­мо­го, бес­слав­но­го забве­ния: он так или ина­че будет вынуж­ден раз­де­лить судь­бу мно­гих ижди­вен­цев меж­ду­на­род­но­го анти­со­ве­тиз­ма».

«Совет­ская куль­ту­ра» 19 фев­ра­ля 1974 г.