Только четверть автосервисов смогут работать со страховыми компаниями после реформы ОСАГО

© Александр Рюмин/ТАСС
© Александр Рюмин/ТАСС

Авто­стра­хов­щи­ки отме­ча­ют, что одной из клю­че­вых про­блем явля­ет­ся то, что тре­бо­ва­ния, уста­нов­лен­ные к стан­ци­я­ми тех­об­слу­жи­ва­ния, слиш­ком жест­кие

МОСКВА, 27 апре­ля. /ТАСС/
Дого­во­ры с 5,3 тыс. стан­ци­я­ми тех­об­слу­жи­ва­ния (СТО) были заклю­че­ны стра­хо­вы­ми ком­па­ни­я­ми по ОСАГО и КАСКО в нача­ле 2017 года, по дан­ным Рос­сий­ско­го сою­за авто­стра­хов­щи­ков (РСА), но после вступ­ле­ния в силу новых жест­ких тре­бо­ва­ний к ока­за­нию услуг ремонт по ОСАГО смо­гут осу­ществ­лять толь­ко 25% таких стан­ций.

В кон­це мар­та пре­зи­дент Рос­сии Вла­ди­мир Путин под­пи­сал феде­раль­ный закон о нату­раль­ных выпла­тах в ОСАГО, одоб­рен­ный Гос­ду­мой и Сове­том Феде­ра­ции. По дан­ным РСА, закон всту­па­ет в силу с 28 апре­ля 2017 года.

Новый поря­док полу­че­ния стра­хо­во­го воз­ме­ще­ния в нату­раль­ной фор­ме будет при­ме­нять­ся толь­ко к дого­во­рам стра­хо­ва­ния, заклю­чен­ным после дня вступ­ле­ния зако­на в силу. ТАСС обра­тил­ся к экс­пер­там с вопро­сом, чего ждать участ­ни­кам рын­ка авто­стра­хо­ва­ния и всем авто­мо­би­ли­стам от новых пра­вил. Cтра­хов­щи­ки ожи­да­ют зна­чи­тель­ное повы­ше­ние затрат на воз­ме­ще­ние по нату­раль­ной фор­ме ОСАГО, вла­дель­цы СТО име­ют два про­ти­во­по­лож­ных взгля­да на суще­ству­ю­щие изме­не­ния: для одних нов­ше­ства явля­ют­ся толч­ком к сотруд­ни­че­ству со стра­хо­вы­ми ком­па­ни­я­ми, вто­рые напро­тив име­ют нега­тив­ный опыт и не спе­шат заклю­чать дого­во­ры. По мне­нию авто­вла­дель­цев, о пер­вых резуль­та­тах рабо­ты мож­но будет судить спу­стя три меся­ца, когда в СТО появят­ся пер­вые кли­ен­ты, попа­да­ю­щие под этот закон.

Мнение страховщиков

По дан­ным пресс-служ­бы РСА, сто­и­мо­сть ремон­та по ОСАГО с вве­де­ни­ем при­о­ри­те­та нату­раль­но­го воз­ме­ще­ния будет обхо­дить­ся на 25% доро­же, чем денеж­ные выпла­ты из-за того, что при рас­че­те раз­ме­ра ущер­ба не будет учи­ты­вать­ся износ транс­порт­но­го сред­ства. Стра­хов­щи­ки отме­ча­ют, что рост рас­хо­дов будет свя­зан в том числе с тем, что в новом доку­мен­те уста­нов­лен запрет на исполь­зо­ва­ние быв­ших в упо­треб­ле­нии или вос­ста­нов­лен­ных ком­плек­ту­ю­щих изде­лий (дета­лей, узлов, агре­га­тов – прим. ТАСС).

По дан­ным РСА, одной из клю­че­вых про­блем явля­ет­ся то, что тре­бо­ва­ния, уста­нов­лен­ные к СТО, слиш­ком жест­кие. «Напри­мер, рас­сто­я­ние до СТО, либо от места ДТП, либо от места житель­ства авто­вла­дель­ца (по выбо­ру – прим. ТАСС) долж­но быть не более 50 км. Во мно­гих реги­о­нах дилер­ские стан­ции, отве­ча­ю­щие тре­бо­ва­ни­ям, нахо­дят­ся толь­ко в адми­ни­стра­тив­ных цен­трах субъ­ек­тов РФ. Это созда­ет для потре­би­те­лей труд­но­сти, так как в этом слу­чае вос­поль­зо­вать­ся нату­раль­ным воз­ме­ще­ни­ем по ОСАГО смо­гут толь­ко жите­ли адми­ни­стра­тив­ных цен­тров обла­стей и бли­жай­ших горо­дов, для жите­лей отда­лен­ных горо­дов и дру­гих насе­лен­ных пунк­тов нату­раль­ная фор­ма будет доступ­на толь­ко при допол­ни­тель­ной дого­во­рен­но­сти со стра­хов­щи­ком», – пояс­ни­ли там.

Одна­ко, по мне­нию началь­ни­ка инже­нер­но­го отде­ла «Аль­фаСтра­хо­ва­ние» в Татар­ста­не Дмит­рия Пав­ло­ва, тре­бо­ва­ния к СТО доста­точ­но жест­кие, но выпол­ни­мые. «Реа­ли­за­ция будет во мно­гом зави­сеть от кон­крет­ной реги­о­наль­ной спе­ци­фи­ки, в том числе и слож­но­сть реа­ли­за­ции, но мы настро­е­ны опти­ми­стич­но. Уже сего­дня у нас отра­бо­та­ны про­цес­сы по орга­ни­за­ции ремон­та и мы гото­вы раз­ви­вать дан­ное направ­ле­ние далее», – ска­зал он.

Мнение владельцев СТО

Мне­ние вла­дель­цев авто­стан­ций раз­де­ли­лось. Одни гово­рят о неже­ла­нии заклю­чать дого­во­ры по ново­му зако­ну, вто­рые опти­ми­стич­но встре­ча­ют откры­ва­ю­щи­е­ся воз­мож­но­сти.

Так, вла­дель­цы СТО в Став­ро­поль­ском крае нега­тив­но оце­ни­ва­ют преды­ду­щий опыт сотруд­ни­че­ства со стра­хо­вы­ми ком­па­ни­я­ми по нату­раль­ной фор­ме ОСАГО и не торо­пят­ся заклю­чать новые дого­во­ры. В част­но­сти, ком­па­ния «Рено­старт» не наме­ре­на рабо­тать со стра­хов­щи­ка­ми. «Мы с 2009 года сотруд­ни­ча­ли с раз­лич­ны­ми ком­па­ни­я­ми. Опыт отри­ца­тель­ный: стра­хов­щи­ки день­ги пере­чис­ля­ли с опоз­да­ни­ем, счи­та­ли мень­ше реаль­ных затрат, даже при­хо­ди­лось покры­вать издерж­ки за свой счет, сотруд­ни­чать с авто­стра­хов­щи­ка­ми не будем», – сооб­щи­ли в ком­па­нии.

Есть и те, кто наобо­рот откры­ва­ет новые гори­зон­ты бла­го­да­ря вве­де­нию зако­на. Как сооб­щи­ли корр. ТАСС в пяти­гор­ском ООО «ТСС Кав­каз», рань­ше они не рабо­та­ли со стра­хо­вы­ми ком­па­ни­я­ми по нату­раль­но­му воз­ме­ще­нию ОСАГО. «Но тепе­рь, с выхо­дом зако­на соби­ра­ем­ся заклю­чить дого­во­ры со все­ми, кто на нас вый­дет», – рас­ска­зал стар­ший кре­дит­ный спе­ци­а­ли­ст ком­па­нии Петр Левуш­кин. В ком­па­нии убеж­де­ны, что закон доста­точ­но про­ра­бо­тан и уре­гу­ли­ру­ет все «тон­кие момен­ты», мешав­шие ранее сотруд­ни­че­ству со стра­хов­щи­ка­ми.

Вла­де­лец одно­го из ново­си­бир­ских СТО Вале­рий Пан­щи­ков счи­та­ет, что прак­ти­ка рабо­ты со стра­хо­вы­ми ком­па­ни­я­ми повли­я­ет на авто­сер­ви­сы ско­рее поло­жи­тель­но. «Во-пер­вых, новые кли­ен­ты – это все­гда хоро­шо, для любо­го авто­сер­ви­са. Ново­си­бир­ск в этом пла­не доста­точ­но кон­ку­рент­ный город. Во-вто­рых, уро­вень: что­бы соот­вет­ство­вать тре­бо­ва­ни­ям стра­хов­щи­ков, будут стре­мить­ся рабо­тать не в сара­ях, обши­тых сай­дин­гом, не с выпив­ши­ми сле­са­ря­ми, а с нор­маль­ным инстру­мен­том, нор­маль­ны­ми спе­ци­а­ли­ста­ми, это в целом для повы­ше­ния каче­ства услу­ги плюс», – ска­зал он ТАСС.

Мнение автовладельцев

У конеч­ных потре­би­те­лей дан­но­го зако­на оста­ет­ся мно­же­ство вопро­сов, в том числе по каче­ству и по заме­не дета­лей. Мно­гие обще­ствен­ни­ки неод­но­крат­но заяв­ля­ли о том, что мошен­ни­ки нач­нут вос­ста­нав­ли­вать ста­рые маши­ны за счет стра­хов­щи­ков.

По сло­вам чле­на коор­ди­на­ци­он­но­го сове­та Феде­ра­ции авто­вла­дель­цев Рос­сии в Крас­но­яр­ском крае Пав­ла Ста­бро­ва, у вла­дель­цев оста­ют­ся мно­го вопро­сов в том числе на счет ремон­та ста­рых машин. «Поло­ви­на, а то и более наших авто­мо­би­лей явля­ют­ся «ста­ры­ми» моде­ля­ми, кото­рые уже не выпус­ка­ют­ся. Как искать новые зап­ча­сти для таких машин, сколь­ко на это потре­бу­ет­ся вре­ме­ни, сколь­ко вре­ме­ни авто­вла­де­лец будет оста­вать­ся без авто­мо­би­ля и где во вре­мя ожи­да­ния и поис­ка зап­ча­стей будет нахо­дить­ся маши­на – непо­нят­но», – ска­зал Ста­бров.

Авто­вла­дель­цы сооб­ща­ют, что пер­вые резуль­та­ты рабо­ты они смо­гут ощу­тить на себе через несколь­ко меся­цев, так как всем участ­ни­кам нуж­но понять рабо­ту ново­го меха­низ­ма. Кро­ме это­го, они обес­по­ко­е­ны отсут­стви­ем СТО в малень­ких насе­лен­ных пунк­тах, где будет «про­ви­сать» дан­ная нор­ма.

Так, мне­нию пред­се­да­те­ля прав­ле­ния Алтай­ской кра­е­вой обще­ствен­ной орга­ни­за­ции «Ассо­ци­а­ции защи­ты прав стра­хо­ва­те­лей» Оль­ги Писа­но­вой, в пере­ход­ный пери­од пере­ме­ны в ОСАГО гро­зят боль­шим коли­че­ством про­блем для авто­вла­дель­цев, так как любой новый меха­низм тре­бу­ет отра­бот­ки. Пра­во­за­щит­ни­ца отме­ти­ла, что у авто­вла­дель­цев навер­ня­ка нач­нут воз­ни­кать вопро­сы по сро­кам и каче­ству ремон­та. «Счи­таю, что может быть мно­го про­блем со сро­ка­ми достав­ки зап­ча­стей – сей­час у нас есть такие дела, где новые авто­мо­би­ли повре­жде­ны, с янва­ря 2017 года они постав­ле­ны на СТО и ждем зап­ча­сти, а сей­час уже апре­ль», – ска­за­ла она.

Кол­ле­ги с Даль­не­го Восто­ка счи­та­ют, что вступ­ле­ние в силу зако­на может обер­нуть­ся соци­аль­ной напря­жен­но­стью. В част­но­сти, в Амур­ской обла­сти это вряд ли помо­жет спра­вить­ся с недоб­ро­со­вест­ны­ми авто­ю­ри­ста­ми, кото­рые пере­клю­чат­ся со стра­хо­вых ком­па­ний на авто­сер­ви­сы. Такое мне­ние выска­зал в интер­вью ТАСС кан­ди­дат эко­но­ми­че­ских наук, доцент, руко­во­ди­тель обра­зо­ва­тель­ной про­грам­мы «Финан­сы и кре­дит» Даль­не­во­сточ­но­го феде­раль­но­го уни­вер­си­те­та Юрий Шатов.

Он при­вел в при­мер отда­лен­ные рай­о­ны При­мо­рья, где нет каче­ствен­но­го авто­сер­ви­са. По его сло­вам, раз­ви­тые авто­сер­ви­сы дей­ству­ют в круп­ных горо­дах, во Вла­ди­во­сто­ке, Наход­ке, Арте­ме, Спас­ске-Даль­нем, Пар­ти­зан­ске, а, напри­мер, жите­лю села Крас­ный Яр на севе­ре края, что­бы почи­нить маши­ну, при­дет­ся ехать в Луче­гор­ск за 150–200 кило­мет­ров по таеж­ной доро­ге. В таких рай­о­нах могут воз­ник­нуть серьез­ные про­бле­мы с реа­ли­за­ци­ей новых пра­вил и, как след­ствие, соци­аль­ная напря­жен­но­сть. Вме­сте с тем он отме­тил, что в целом При­мор­ский край готов к ново­вве­де­ни­ям, пото­му что реги­он бли­зок к Япо­нии, и систе­ма сер­ви­са здесь раз­ви­та доста­точ­но хоро­шо.

Мнение юристов

По сло­вам стар­ше­го юри­ста адво­кат­ско­го бюро «Пуч­ков и Парт­не­ры» (Сверд­лов­ская область) Нико­лая Хме­лев­ско­го, новые поправ­ки в Закон об ОСАГО, вхо­дя­щие в цикл изме­не­ний, направ­ле­ны преж­де все­го на защи­ту инте­ре­сов стра­хо­вых ком­па­ний. Кро­ме того, зако­но­да­тель рас­счи­ты­ва­ет на суще­ствен­ное сни­же­ние судеб­ных спо­ров по взыс­ка­нию стра­хо­вых выплат, в первую оче­редь за счет сни­же­ния актив­но­сти недоб­ро­со­вест­ных посред­ни­ков и пред­при­им­чи­вых «авто­ю­ри­стов». «Не сто­ит ожи­дать исчез­но­ве­ния спо­ров меж­ду стра­хов­щи­ка­ми и потер­пев­ши­ми из судов. Свя­за­но это с тем, что поправ­ки в закон об ОСАГО ведут к суще­ствен­но­му сокра­ще­нию объ­е­ма прав потер­пев­ших за счет предо­став­ле­ния допол­ни­тель­ных при­ви­ле­гий стра­хов­щи­кам. Такая ситу­а­ция потен­ци­аль­но спо­соб­на вызвать всплеск обра­ще­ний в суды со сто­ро­ны граж­дан», – ска­зал он.

Так­же он отме­тил, что мно­гие вопро­сы, воз­ник­шие у юри­ди­че­ско­го сооб­ще­ства на ста­дии рас­смот­ре­ния зако­но­про­ек­та, не нашли раз­ре­ше­ния в тек­с­те зако­на. «Неясен поря­док вступ­ле­ния зако­на в силу: долж­ны ли поло­же­ния зако­на при­ме­нять­ся в слу­чае, если лицом, при­чи­нив­шим вред, дого­вор обя­за­тель­но­го стра­хо­ва­ния был заклю­чен после дня вступ­ле­ния в силу попра­вок, а потер­пев­шим – нет, и наобо­рот. Из-за недо­ста­точ­ной юри­ди­ко-тех­ни­че­ской про­ра­бот­ки зако­на мож­но про­гно­зи­ро­вать труд­но­сти в прак­ти­че­ской реа­ли­за­ции норм о полу­че­нии стра­хо­во­го воз­ме­ще­ния в нату­раль­ной фор­ме», – пояс­нил он.

В кон­це мар­та Путин под­пи­сал закон о нату­раль­ных выпла­тах в ОСАГО, соглас­но кото­ро­му выпла­та по ОСАГО авто­вла­дель­цам-физ­ли­цам по умол­ча­нию будет осу­ществ­лять­ся в виде ремон­та маши­ны. День­ги мож­но будет полу­чить лишь в исклю­чи­тель­ных слу­ча­ях, в част­но­сти, при пол­ной гибе­ли авто­мо­би­ля, гибе­ли потер­пев­ше­го, при­чи­не­нии тяж­ко­го или сред­ней тяже­сти вре­да здо­ро­вью, пре­вы­ше­нии сто­и­мо­сти ремон­та над лими­том воз­ме­ще­ния по ОСАГО (400 тыс. руб­лей), если потер­пев­ший не согла­сит­ся допла­тить. Пре­тен­до­вать на денеж­ную выпла­ту могут инва­ли­ды. Кро­ме того, денеж­ные выпла­ты преду­смот­ре­ны и на осно­ва­нии дого­во­рен­но­сти потер­пев­ше­го со стра­хов­щи­ком. Так­же потер­пев­ший смо­жет потре­бо­вать день­ги, если стра­хов­щик не пред­ло­жит ему стан­цию ремон­та, соот­вет­ству­ю­щую тре­бо­ва­ни­ям зако­на.

Во вре­мя рас­смот­ре­ния зако­на в верх­ней пала­те пар­ла­мен­та было при­ня­то реше­ние вести мони­то­ринг испол­не­ния норм зако­на. Спи­кер пала­ты Вален­ти­на Мат­ви­ен­ко пред­ло­жи­ла дать про­то­коль­ное пору­че­ние коми­те­ту СФ по бюд­же­ту и финан­со­вым рын­кам «после­дить пер­вые пол­го­да за реа­ли­за­ци­ей это­го зако­на с тем, что­бы понять на прак­ти­ке, что мы не учли».