Одними из основных проблем развития рыбной отрасли, по мнению экспертов, стали отсутствие системы определения качества рыбы, а также изношенность рыболовецкого флота
Так, в стране до сих пор нет системы определения качества рыбы, большая часть рыболовецких судов устарела, холодильники и оборудование для хранения и транспортировки продукции не соответствуют стандартам. Эти проблемы обсудили эксперты на II Всероссийском форуме продовольственной безопасности в рамках панельной сессии «Национальная система управления качеством пищевой продукции: состояние и перспективы».
Взгляд Роскачества
На сегодняшний день в России, где сильно развит рыбный промысел, и есть богатые ресурсы, нет системы определения качества рыбы. Об этом сообщила заместитель руководителя Российской системы качества Елена Саратцева.
«Надо отметить, что на сегодняшний день в РФ – стране, богатой своими рыбными ресурсами, – не внедрена и не разработана методика идентификации рыбной продукции. Сегодняшние методики, которые существуют, позволяют только сказать – соответствует ли рыба заявленному сорту или нет», – пояснила она.
«В целом же рынок продукции, по результатам наших исследований, мы можем разделить на три сектора. Первый сектор – это продукция, не соответствующая обязательным требованиям, а также той информации, которую продавцы добровольно наносят на упаковку. 40% продукции, которая находится на рынке, действительно, безопасна и соответствует всем требованиям. И порядка 30% продукции не просто соответствует лучшим требованиям России, но и соответствует мировым аналогам», – рассказала заместитель руководителя Роскачества.
Устаревшие суда и стандарты хранения
Член комитета Совета федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Людмила Талабаева, в свою очередь, отметила, что чаще всего рыболовецкие суда в России крайне изношены.
Она напомнила об изменениях в закон «О рыболовстве» и о скором вступлении в силу системы распределения так называемых «квот под киль». «С 2018 года все квоты будут носить инвестиционный характер. 20% этих квот будет выделяться тем, кто будет строить на верфях РФ малотоннажные и многотоннажные суда, и небольшая часть будет выделена для тех инвесторов, которые будут строить перерабатывающие заводы», – пояснила Талабаева.
Кроме того, она отметила, что советский стандарт хранения и переработки рыбы при температуре 18 градусов ниже нуля используется в производстве рыбной продукции и сегодня, хотя, как отмечают специалисты, необходима температура 25 градусов ниже нуля.
«В Приморском крае холодильников с температурой минус 25 и ниже практически нет. Конечно, их нужно строить, и не за государственные деньги. Потому что сегодня у государства нет такой возможности», – сказала Талабаева, отметив, что необходимо привлекать в отрасль частных инвесторов, и при этом государство должно давать им гарантии долгосрочной работы.
II Всероссийский форум продовольственной безопасности проходит в Ростове-на-Дону 27 и 28 апреля.
В нем принимают участие делегации из более чем 30 регионов России от Калининградской области и Крыма до Оренбурга и Республики Саха (Якутия).