Андрей Комаров: промышленность и профобразование в РФ живут в разных плоскостях

© Петр Ковалев/ТАСС
© Петр Ковалев/ТАСС

Пред­се­да­тель сове­та дирек­то­ров Челя­бин­ско­го тру­бо­про­кат­но­го заво­да рас­ска­зал, как уско­рить модер­ни­за­цию обра­зо­ва­ния и какие финан­со­вые инстру­мен­ты помо­гут заин­те­ре­со­вать биз­нес в раз­ви­тии этой сфе­ры

Вопрос под­го­тов­ки рабо­чих кад­ров сего­дня явля­ет­ся одним из важ­ней­ших в госу­дар­ствен­ной повест­ке. Уже несколь­ко лет Рос­сия явля­ет­ся актив­ным участ­ни­ком меж­ду­на­род­но­го дви­же­ния WorldSkills, кото­рое зани­ма­ет­ся повы­ше­ни­ем пре­сти­жа рабо­чих про­фес­сий и раз­ви­ти­ем про­фоб­ра­зо­ва­ния. В новом учеб­ном 2017/2018 году 30% кол­ле­джей по всей Рос­сии в 73 субъ­ек­тах при­сту­пят к реа­ли­за­ции новых обра­зо­ва­тель­ных про­грамм. Ито­го­вая атте­ста­ция будет про­во­дить­ся на новом обо­ру­до­ва­нии в фор­ме демон­стра­ци­он­но­го экза­ме­на. Важ­ным пунк­том в «бага­же зна­ний» выпуск­ни­ка ста­нут зна­ние англий­ско­го язы­ка и пред­при­ни­ма­тель­ские ком­пе­тен­ции.

Сек­тор про­фоб­ра­зо­ва­ния ста­ра­ет­ся менять­ся под потреб­но­сти биз­не­са. Одна­ко реаль­ный сек­тор эко­но­ми­ки про­дол­жа­ет жало­вать­ся на нехват­ку кад­ров, кото­рые могли бы рабо­тать на пред­при­я­ти­ях сра­зу после окон­ча­ния кол­ле­джа. О том, как уско­рить про­цесс модер­ни­за­ции обра­зо­ва­ния, какие эффек­тив­ные моде­ли рабо­ты про­фоб­ра­зо­ва­ния суще­ству­ют за рубе­жом и какие финан­со­вые инстру­мен­ты помо­гут заин­те­ре­со­вать биз­нес в раз­ви­тии этой сфе­ры, ТАСС рас­ска­зал один из круп­ней­ших рабо­то­да­те­лей в сфе­ре про­мыш­лен­но­сти, пред­се­да­тель сове­та дирек­то­ров Челя­бин­ско­го тру­бо­про­кат­но­го заво­да (ЧТПЗ) Андрей Кома­ров. Бесе­да состо­я­лась в рам­ках Петер­бург­ско­го меж­ду­на­род­но­го эко­но­ми­че­ско­го фору­ма-2017, по ито­гам кото­ро­го ком­па­ния заклю­чи­ла ряд кон­трак­тов с веду­щи­ми рос­сий­ски­ми ком­па­ни­я­ми и под­пи­са­ла согла­ше­ния с Мин­пром­тор­гом и Мино­бр­на­у­ки о сотруд­ни­че­стве в обла­сти обра­зо­ва­ния.

- Андрей Ильич, какие сего­дня суще­ству­ют недо­стат­ки в под­го­тов­ке рабо­чих кад­ров?

- На нашем при­ме­ре мы пре­крас­но пони­ма­ем, какие труд­но­сти испы­ты­ва­ет любая рос­сий­ская метал­лур­ги­че­ская ком­па­ния. Вы пла­ни­ру­е­те актив­но раз­ви­вать­ся, выхо­дить на новые рын­ки, модер­ни­зи­ро­вать про­из­вод­ства, но вам не хва­та­ет ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных рабо­чих. При этом вы стал­ки­ва­е­тесь не про­сто с дефи­ци­том кад­ров – вы пони­ма­е­те, что гото­вых спе­ци­а­ли­стов для экс­плу­а­та­ции того или ино­го вида обо­ру­до­ва­ния про­сто нет.

Я стал изу­чать, отку­да мы берем кад­ры. Объ­е­хал все учеб­ные заве­де­ния, кото­рые тра­ди­ци­он­но гото­вят спе­ци­а­ли­стов для наших пред­при­я­тий. Како­во же было мое удив­ле­ние, когда я уви­дел, что за 25 лет ниче­го не изме­ни­лось: то же уста­рев­шее обо­ру­до­ва­ние, те же пре­по­да­ва­те­ли, кото­рые нико­гда не были на пред­при­я­тии. То, что пред­ла­га­ли эти обра­зо­ва­тель­ные учре­жде­ния совер­шен­но не сты­ку­ет­ся с потреб­но­стя­ми биз­не­са, эко­но­ми­ки. Про­мыш­лен­но­сть и про­фоб­ра­зо­ва­ние в Рос­сии живут в раз­ных плос­ко­стях. При этом цена ошиб­ки очень высо­ка – каж­дая тру­ба на нашем пред­при­я­тии сто­ит при­мер­но как авто­мо­биль.

Тогда у нас и появи­лась идея создать сов­мест­но со Сверд­лов­ской обла­стью свой соб­ствен­ный обра­зо­ва­тель­ный цен­тр на базе како­го-то учеб­но­го заве­де­ния. Выбор пал на Пер­во­ураль­ский метал­лур­ги­че­ский кол­ле­дж. Одна­ко когда шесть лет назад я туда при­е­хал, там в основ­ном гото­ви­ли парик­ма­хе­ров, юри­стов, нота­ри­усов, дизай­не­ров, сле­са­рей, ремонт­ни­ков авто­мо­би­лей – всех, но толь­ко не метал­лур­гов. Нуж­ны были кар­ди­наль­ные изме­не­ния.

- Создать обра­зо­ва­тель­ный цен­тр с нуля – зада­ча не из про­стых.

- Нам нуж­на была новая обра­зо­ва­тель­ная модель. Преж­няя модель была абсо­лют­но нера­бо­чей. Мы нача­ли искать ана­ло­ги. Я при­дер­жи­ва­юсь убеж­де­ния, что если чего-то не уме­ешь – надо копи­ро­вать. Пока копи­ру­ешь – мно­го чему научишь­ся. Мы изу­чи­ли все систе­мы сред­не­го про­фес­си­о­наль­но­го обра­зо­ва­ния, кото­рые есть в мире: в Аме­ри­ке, Гер­ма­нии, Фран­ции, Китае, Япо­нии. И поня­ли, что наи­бо­лее удач­ная и под­хо­дя­щая модель, кото­рая при­ве­ла к тех­но­ло­ги­че­ско­му успе­ху отрас­ли, суще­ству­ет в Гер­ма­нии – модель дуаль­но­го обра­зо­ва­ния. На базе этой моде­ли выстро­е­на осно­ва под­го­тов­ки кад­ров для немец­кой эко­но­ми­ки. И эко­но­ми­ка постав­ля­ет про­дук­ты очень высо­ко­го каче­ства, осо­бен­но в тех отрас­лях про­мыш­лен­но­сти, в кото­рой тру­дим­ся мы. Для нас выбор был оче­ви­ден.

Мы потра­ти­ли $30 млн, и пря­мо на тер­ри­то­рии заво­да постро­и­ли учеб­ный цен­тр по при­ме­ру, как это дела­ет­ся в круп­ных немец­ких ком­па­ни­ях.

- С каки­ми труд­но­стя­ми вы столк­ну­лись?

- Пер­вая – него­тов­но­сть пре­по­да­ва­тель­ско­го соста­ва кол­ле­джа к рабо­те в новой систе­ме. Они отста­ют от тех­но­ло­гий, не зна­ют их, живут в рам­ках суще­ству­ю­щей систе­мы про­фоб­ра­зо­ва­ния. В ито­ге частич­но обу­че­ни­ем ста­ли зани­мать­ся наши работ­ни­ки, кото­рые на базе учеб­но­го цен­тра пре­по­да­ва­ли про­филь­ные пред­ме­ты.

Вто­рая про­бле­ма, кото­рая суще­ству­ет – абсо­лют­но разо­рван­ная систе­ма пла­ни­ро­ва­ния пред­при­я­тия и кол­ле­джа. Это несвя­зан­ные систе­мы, и так дело обсто­ит по всей стра­не. Когда мы были в немец­ком учеб­ном цен­тре-кол­ле­дже в Гер­ма­нии, нам рас­ска­за­ли, что еже­год­но от ком­па­нии им спус­ка­ет­ся уточ­нен­ный пяти­лет­ний план. И работ­ни­ки учеб­но­го цен­тра обя­за­ны его выпол­нить.

Сле­ду­ю­щая про­бле­ма – армия. После окон­ча­ния кол­ле­джа сту­дент дол­жен идти слу­жить, и он на год раз­ры­ва­ет связь с учеб­ным заве­де­ни­ем, про­из­вод­ством, семьей, с горо­дом. Сов­мест­но с Мино­бо­ро­ны мы запу­сти­ли про­ект, бла­го­да­ря кото­ро­му все сту­ден­ты кор­по­ра­тив­ной обра­зо­ва­тель­ной про­грам­мы «Буду­щее белой метал­лур­гии» полу­чи­ли воз­мож­но­сть про­хо­дить служ­бу по при­зы­ву в под­шеф­ной воин­ской части вбли­зи от Пер­во­ураль­ска.

Это­му про­ек­ту уже четы­ре года. Не думаю, что в Рос­сии есть что-то подоб­ное. Мы демон­стри­ро­ва­ли наш под­ход пре­зи­ден­ту и полу­чи­ли высо­кую оцен­ку и под­держ­ку.

- Как мож­но сти­му­ли­ро­вать ком­па­нии к тому, что­бы они вкла­ды­ва­лись в раз­ви­тие кол­ле­джей? Какие необ­хо­ди­мо создать финан­со­во-эко­но­ми­че­ские инстру­мен­ты?

- Я гово­рил об этом и пре­зи­ден­ту, и пре­мьер-мини­стру, что надо сде­лать еди­но­вре­мен­ный нало­го­вый вычет. Если мы хотим быст­ро изме­нить систе­му сред­не­го про­фес­си­о­наль­но­го обра­зо­ва­ния (СПО), если дуаль­ная систе­ма обра­зо­ва­ния нам под­хо­дит, то надо это сде­лать. Без­услов­но, нало­го­вый вычет – это все­гда пред­мет спо­ра с Мин­фи­ном. Но он нужен. Он даст воз­мож­но­сть ком­па­ни­ям вло­жить необ­хо­ди­мые сред­ства в созда­ние обра­зо­ва­тель­ных цен­тров и под­го­тов­ку кад­ров.

- Как вы отно­си­тесь к дви­же­нию WorldSkills? Вы счи­та­е­те, что это дей­стви­тель­но серьез­ная сила, кото­рая помо­жет модер­ни­зи­ро­вать про­фес­си­о­наль­ное обра­зо­ва­ние?

- Это дви­же­ние пра­виль­ное. Оно суще­ству­ет во всем мире, ни в коем слу­чае не надо из него выпа­дать. “Ворл­дСкиллс” фор­ми­ру­ет про­фес­си­о­наль­ные ком­пе­тен­ции обу­ча­ю­щих­ся на осно­ве миро­вых стан­дар­тов. Кро­ме того, сорев­но­ва­тель­ный харак­тер это­го дви­же­ния раз­ви­ва­ет в ребя­тах ува­же­ние к сво­ей про­фес­сии. Чего гре­ха таить – в Рос­сии это при­хо­дит­ся зано­во воз­рож­дать, а моло­дой чело­век дол­жен любить свою рабо­ту.

Кро­ме того, госу­дар­ство обо­зна­чи­ло тренд на вклю­че­ние стан­дар­тов “Ворл­дСкиллс” в про­цесс под­го­тов­ки СПО. Уже с это­го года будет про­хо­дить апро­ба­ция выпуск­но­го экза­ме­на в фор­ма­те демон­стра­ци­он­но­го по пра­ви­лам “Ворл­дСкиллс”.

- Мино­бр­на­у­ки хочет вве­сти изу­че­ние англий­ско­го язы­ка и биз­нес-навы­ков в кол­ле­джах. Дей­стви­тель­но ли это необ­хо­ди­мо в обу­че­нии рабо­чих кад­ров?

- До этих навы­ков я бы вер­нул в шко­лу чер­че­ние. Это очень важ­но. Как мож­но гото­вить тока­ря, сле­са­ря, работ­ни­ка маши­но­стро­е­ния, метал­лур­га, если он начи­на­ет изу­чать чер­че­ние толь­ко в кол­ле­дже. А уже потом англий­ский. Кста­ти, наша про­грам­ма «Буду­щее Белой метал­лур­гии» преду­смат­ри­ва­ет изу­че­ние ино­стран­ных язы­ков. Биз­нес-навы­ки – это не то, что нуж­но пря­мо зав­тра, на мой взгляд. Я как прак­тик оце­ни­ваю, что, может быть, вооб­ще не нуж­но.

- Как же выстро­ить систе­му вза­и­мо­дей­ствия меж­ду кол­ле­джа­ми, кото­рые гото­вят спе­ци­а­ли­стов, и ком­па­ни­я­ми, кото­рым эти спе­ци­а­ли­сты нуж­ны?

- Госу­дар­ство, я убеж­ден, это­го сде­лать не может. Ответ­ствен­но­сть за под­го­тов­ку кад­ров и весь финан­со­вый вопрос надо сме­стить на ком­па­нии. Они обя­за­ны это финан­си­ро­вать. Они долж­ны это пла­ни­ро­вать, а Мино­бр­на­у­ки долж­но помо­гать им в этом вопро­се, через нало­го­вые выче­ты, нало­го­вые льго­ты, и в целом под­го­тов­ку тео­ре­ти­че­ской и общей части наших сту­ден­тов. Биз­нес дол­жен за это отве­чать. Да, мы все вре­мя при­хо­дим и гово­рим госу­дар­ству, какие спе­ци­а­ли­сты нам нуж­ны. Но отрас­ли очень раз­ные, цик­лы раз­ные, нет ника­ко­го еди­но­го пла­на. Есть отрас­ли на подъ­еме, ста­рые отрас­ли, новые отрас­ли, воз­ни­ка­ю­щие и исче­за­ю­щие биз­нес-трен­ды, есть горо­да, кото­рые раз­ви­ва­ют­ся, кото­рые не раз­ви­ва­ют­ся. Как это все мож­но цен­тра­ли­зо­ван­ным обра­зом пла­ни­ро­вать?

Ком­па­нии долж­ны пой­ти на эту ста­тью рас­хо­дов, если рос­сий­ская про­мыш­лен­но­сть хочет вос­при­ни­мать­ся на миро­вом рын­ке как серьез­ный игрок. Кон­ку­рен­ция не жале­ет нико­го. Она все­гда нахо­дит сла­бое место. Нашим сла­бым местом явля­ет­ся под­го­тов­ка кад­ров. И как толь­ко мы этим серьез­но зай­мем­ся – изме­нит­ся сама сре­да, изме­нит­ся интел­лек­ту­аль­ный уро­вень людей, изме­нят­ся под­хо­ды. Мы полу­чим очень инте­рес­ные изме­не­ния внут­ри отрас­ли, в том числе и в про­из­во­ди­тель­но­сти, заня­то­сти, под­хо­де людей к сво­е­му тру­ду.

При этом важ­но, что­бы биз­нес имел воз­мож­но­сть напря­мую вли­ять на управ­ле­ние кол­ле­джем, пото­му что кол­ле­дж внут­ри себя живет очень пас­сив­но. Эта систе­ма боит­ся транс­фор­ма­ции. К сожа­ле­нию, люди в госу­дар­ствен­ных учре­жде­ни­ях СПО в боль­шин­стве сво­ем инерт­ны. Да, они гото­вы к бумаж­ной воло­ки­те, гото­вы под­стро­ит­ся к новым фор­мам отчет­но­сти, кото­рая каж­дый год меня­ет­ся. Но они не гото­вы к боль­шим пере­ме­нам. Толь­ко выда­ю­щи­е­ся фана­ты сво­е­го дела пыта­ют­ся что-то изме­нить.

Сред­нее про­фоб­ра­зо­ва­ние долж­но заклю­чить трой­ствен­ный союз с Мино­бр­на­у­ки и заказ­чи­ком. Толь­ко тогда воз­мож­ны нова­ции. Ника­кой пред­по­сыл­ки, что все само поме­ня­ет­ся, нет. И во гла­ве угла, преж­де все­го, дол­жен сто­ять заказ­чик.

- Вы за то, что­бы такая систе­ма была в каж­дом кол­ле­дже?

- Я за то, что­бы такая систе­ма дуаль­но­го обра­зо­ва­ния как мож­но быст­рее ста­ла базо­вой для Рос­сии.

Бесе­до­ва­ла Кри­сти­на Сули­ма