Вокруг Земли без дозаправки: топ мировых рекордов авиаперелетов

Самолет АНТ-25, на котором в 1937 году Валерий Чкалов совершил беспосадочный перелет через Северный полюс в США © Иван Шагин/ТАСС
Самолет АНТ-25, на котором в 1937 году Валерий Чкалов совершил беспосадочный перелет через Северный полюс в США © Иван Шагин/ТАСС

Кругосветные беспосадочные перелеты

Пер­вый в мире кру­го­свет­ный бес­по­са­доч­ный пере­лет состо­ял­ся в 1949 году.

Стра­те­ги­че­ский бом­бар­ди­ров­щик 43-й бом­бар­ди­ро­воч­ной груп­пы ВВС армии США Boeing B-50 Superfortress с эки­па­жем из 14 чело­век 26 фев­ра­ля взле­тел с авиа­ба­зы Касвелл (Форт-Уэрт, штат Техас).

Само­лет вер­нул­ся на этот же аэро­дром 2 мар­та, пре­одо­лев за 94 часа и 1 мину­ту рас­сто­я­ние в 37 742 км. Сред­няя ско­ро­сть соста­ви­ла 401 км/ч. В поле­те запа­сы топ­ли­ва бом­бар­ди­ров­щи­ка четы­ре раза попол­ня­лись с помо­щью само­ле­тов-заправ­щи­ков.

Пер­вый бес­по­са­доч­ный пере­лет вокруг зем­но­го шара без доза­прав­ки совер­ши­ли 14–23 декаб­ря 1986 года Дик Рутан и Джи­на Игер на само­ле­те Rutan Model 76 Voyager.

Воз­душ­ное суд­но с дву­мя порш­не­вы­ми дви­га­те­ля­ми было постро­е­но авиа­кон­струк­то­ром Бёр­том Рута­ном спе­ци­аль­но для уста­нов­ки рекор­да. Полет длил­ся 216 часов 3 мину­ты и 44 секун­ды. Все­го само­лет пре­одо­лел 42 432 км со сред­ней ско­ро­стью 186,11 км/ч.

1–3 мар­та 2005 года пред­при­ни­ма­тель и лет­чик Стив Фос­сет на само­ле­те Virgin Atlantic GlobalFlyer уста­но­вил миро­вой рекорд ско­ро­сти без­оста­но­воч­но­го кру­го­свет­но­го пило­ти­ру­е­мо­го пере­ле­та без доза­прав­ки.

Одно­мест­ный само­лет с тур­бо­ре­ак­тив­ным дви­га­те­лем, создан­ный ком­па­ни­ей Бёр­та Рута­на Scaled Composites, совер­шил полет вокруг Зем­ли за 67 часов 1 мину­ту и 46 секунд. Сред­няя ско­ро­сть поле­та соста­ви­ла 590,7 км/ч, само­лет пре­одо­лел дистан­цию в 36 912 км.

Рекорды длительности перелетов

Пер­вым в серии гром­ких совет­ских рекор­дов дли­тель­но­сти авиа­пе­ре­ле­тов ста­ло дости­же­ние эки­па­жа Вале­рия Чка­ло­ва, Геор­гия Бай­ду­ко­ва и Алек­сандра Беля­ко­ва.

20–22 июля 1936 года они на экс­пе­ри­мен­таль­ном само­ле­те АНТ-25 (глав­ные кон­струк­то­ры — Андрей Тупо­лев и Павел Сухой) пере­ле­те­ли из Моск­вы на даль­не­во­сточ­ный ост­ров Удд (ныне — ост­ров Чка­ло­ва, Хаба­ров­ский край). Воз­душ­ное суд­но пре­одо­ле­ло 9 374 км за 56 часов 20 минут.

12–14 июля 1937 года эки­паж Миха­и­ла Гро­мо­ва, Андрея Юма­ше­ва и Сер­гея Дани­ли­на на АНТ-25 улуч­шил дости­же­ния кол­лег, совер­шив за 62 часа 17 минут бес­по­са­доч­ный пере­лет на рас­сто­я­ние 11 500 км по марш­ру­ту Москва — Сан-Джа­син­то (штат Кали­фор­ния, США).

Их рекорд был побит в нояб­ре 1938 года: два бом­бар­ди­ров­щи­ка Vickers Wellesley бри­тан­ских ВВС про­ле­те­ли без посад­ки 11 539 км меж­ду Егип­том и Новой Австра­ли­ей.

Рекорд про­дол­жи­тель­но­сти пило­ти­ро­ва­ния само­ле­та с доза­прав­ка­ми был уста­нов­лен в 1959 году в США.

Роберт Тимм и Джон Кук на спе­ци­аль­но под­го­тов­лен­ном лег­ко­мо­тор­ном само­ле­те Cessna 172 взле­те­ли с аэро­пор­та Мак­кар­ран (Лас-Вегас, штат Нева­да) 4 декаб­ря 1958 года. Воз­душ­ное суд­но без­оста­но­воч­но кру­жи­ло над лет­ным полем в тече­ние 64 дней 22 часов 19 минут 5 секунд и 5 фев­ра­ля 1959 года совер­ши­ло мяг­кую посад­ку. Доза­прав­ка само­ле­та в воз­ду­хе осу­ществ­ля­лась два­жды в день с помо­щью бен­зо­во­за, дви­гав­ше­го­ся по тер­ри­то­рии аэро­дро­ма.

Рекорд само­го про­дол­жи­тель­но­го пило­ти­ро­ва­ния само­ле­та без доза­пра­вок уста­нов­лен в 2015 году в ходе кру­го­свет­но­го поле­та Андре Борш­бер­га на элек­тро­са­мо­ле­те Solar Impulse 2.

В пери­од с 28 июня по 3 июля на участ­ке Нагоя (Япо­ния) — Гавайи (США) Борш­берг за 117 часов и 52 мину­ты пре­одо­лел рас­сто­я­ние в 7 212 км. Одно­вре­мен­но он уста­но­вил рекорд по даль­но­сти бес­по­са­доч­но­го пере­ле­та для элек­тро­са­мо­ле­тов. Сам кру­го­свет­ный пере­лет пре­ры­вал­ся из-за непо­ла­док акку­му­ля­то­ров воз­душ­но­го суд­на.

Рекорд само­го про­дол­жи­тель­но­го поле­та бес­пи­лот­но­го лета­тель­но­го аппа­ра­та (БПЛА) уста­нов­лен аппа­ра­том QinetiQ Zephyr 7 на испы­та­тель­ном поли­го­не Юма армии США (штат Ари­зо­на). БПЛА про­был в воз­ду­хе две неде­ли — 336 часов 22 мину­ты и 8 секунд.

Самые продолжительные беспосадочные регулярные авиарейсы

По состо­я­нию на июнь 2017 года самый про­дол­жи­тель­ный бес­по­са­доч­ный авиа­рейс в мире выпол­ня­ет катар­ская авиа­ком­па­ния Qatar Airways по марш­ру­ту Окленд (Новая Зелан­дия) — Доха (Катар).

ТАСС/Ruptly

Пер­вый полет был выпол­нен 6 фев­ра­ля 2017 года. На рей­се исполь­зу­ет­ся даль­не­ма­ги­страль­ный широ­ко­фю­зе­ляж­ный пас­са­жир­ский само­лет Boeing 777-200LR. Рас­сто­я­ние в 14 524 км меж­ду Оклен­дом и Дохой он пре­одо­ле­ва­ет за 17 часов 30 минут.

Самый про­дол­жи­тель­ный бес­по­са­доч­ный авиа­рейс сре­ди рос­сий­ских пере­воз­чи­ков выпол­ня­ет «Аэро­флот». Это рейс SU106 по марш­ру­ту Москва — Лос-Андже­лес (США) про­тя­жен­но­стью 9781 км. Даль­не­ма­ги­страль­ные широ­ко­фю­зе­ляж­ные само­ле­ты Airbus A330-200 пре­одо­ле­ва­ют его за 12 часов 50 минут.

Авиа­пе­ре­воз­чик Singapore Airlines пла­ни­ру­ет полу­чить в 2018 году уль­тра­даль­ний широ­ко­фю­зе­ляж­ный пас­са­жир­ский само­лет Airbus A350-900ULR. Ожи­да­ет­ся, что эти маши­ны будут исполь­зо­вать­ся для бес­по­са­доч­ных пере­ле­тов из Син­га­пу­ра в Нью-Йорк (США) на рекорд­ное рас­сто­я­ние 15 348 км.

Мате­ри­ал под­го­тов­лен по дан­ным «ТАСС-Досье».