200 лет со дня рождения: Карл Маркс — благонамеренный борец за свободу или враг Человечности?

5 мая 2018 года ровно 200 лет как родился Карл Маркс, немецкий философ, социолог, экономист, журналист и крупный общественный деятель.

inance.ru

Юби­лей гото­вят­ся отме­чать во мно­гих стра­нах мира, в т.ч. в Гер­ма­нии, Китае, Вели­ко­бри­та­нии, Рос­сии.

После того, как в 2008-м году «гря­нул» оче­ред­ной финан­со­во-эко­но­ми­че­ский кри­зис, затро­нув­ший эко­но­ми­ки прак­ти­че­ски всех стран мира, сно­ва в раз­ных точ­ках пла­не­ты акти­ви­зи­ро­ва­лись сто­рон­ни­ки марк­сиз­ма, про­воз­гла­шая, что «Маркс был прав и насту­пил «конец капи­та­лиз­ма».

Но дей­стви­тель­но ли марк­сизм спо­со­бен стать эффек­тив­ным сред­ством раз­ре­ше­ния всех про­блем, спро­во­ци­ро­ван­ных либе­раль­но-бур­жу­аз­ной эко­но­ми­че­ской моде­лью, без порож­де­ния новых про­блем? И если нет, то поче­му? Кем в дей­стви­тель­но­сти мог быть Карл Маркс, и для реше­ния каких реаль­ных про­блем мог быть создан марк­сизм? На все эти и неко­то­рые дру­гие вопро­сы мы попы­та­ем­ся отве­тить в дан­ной ста­тье.

Германия

К 200-летию со дня рож­де­ния Кар­ла Марк­са в Три­ре, горо­де, где родил­ся немец­кий фило­соф, эко­но­ми­ст и пуб­ли­ци­ст, будет под­го­тов­ле­на посвя­щен­ная ему обшир­ная юби­лей­ная про­грам­ма. Как под­черк­ну­ли орга­ни­за­то­ры памят­ных меро­при­я­тий, юби­лей немец­ко­го фило­со­фа вызо­вет огром­ный резо­нанс и инте­рес во всем мире.

Инсталяция Оттмара Хёрля в Трире. Обратите внимание, что Карл Маркс стоит, заложив руку за борт пиджака — так масоны изображают своих братьев по цеху или тех, кого таковыми считают

Инста­ля­ция Отт­ма­ра Хёр­ля в Три­ре. Обра­ти­те вни­ма­ние, что Карл Маркс сто­ит, зало­жив руку за борт пиджа­ка — так масо­ны изоб­ра­жа­ют сво­их бра­тьев по цеху или тех, кого тако­вы­ми счи­та­ют

«В 2018 году весь мир будет смот­реть на Трир», — заявил дирек­тор орга­ни­за­ци­он­но­го коми­те­та Рай­нер Аутс.

Инста­ля­ция Отт­ма­ра Хёр­ля в Три­ре. Обра­ти­те вни­ма­ние, что Карл Маркс сто­ит, зало­жив руку за борт пиджа­ка — так масо­ны изоб­ра­жа­ют сво­их бра­тьев по цеху или тех, кого тако­вы­ми счи­та­ют

В част­но­сти, феде­раль­ная зем­ля Рей­н­ланд-Пфальц, в кото­рой рас­по­ло­жен Трир, и адми­ни­стра­ция горо­да под­го­то­вят на роди­не Марк­са мас­штаб­ную выстав­ку о жиз­ни и дея­тель­но­сти это­го выда­ю­ще­го­ся мыс­ли­те­ля, под вли­я­ни­ем идей кото­ро­го про­изо­шли эпо­халь­ные собы­тия в поли­ти­ке XIX и XX сто­ле­тий.

Китай

В Пекин­ском уни­вер­си­те­те кор­ре­спон­ден­ты Синь­хуа сооб­щи­ли, что 2-й Все­мир­ный кон­гресс по марк­сиз­му состо­ит­ся в уни­вер­си­те­те в мае 2018 года. На кон­гресс собе­рут­ся свы­ше 300 иссле­до­ва­те­лей марк­сиз­ма из раз­лич­ных стран мира, что­бы обсу­дить раз­ви­тие это­го уче­ния в ХХI веке.

Заме­сти­тель гла­вы Инсти­ту­та марк­сиз­ма при Пекин­ском уни­вер­си­те­те про­фес­сор Сунь Дай­яо ска­зал, что тема «Марк­сизм, совре­мен­ный мир и Китай» ста­нет глав­ной на кон­грес­се, в его рам­ках состо­ят­ся 13 под­фо­ру­мов, вклю­чая под­фо­ру­мы, в память 200-лет­ней годов­щи­ны со дня рож­де­ния К. Марк­са.

Великобритания

Изда­ние The Times пишет о том, что при­бли­жа­ю­ща­я­ся годов­щи­на двух­сот­ле­тия со дня рож­де­ния Кар­ла Марк­са сно­ва про­бу­ди­ла к нему инте­рес обще­ствен­но­сти.

Бла­го­тво­ри­тель­ный Фонд, взяв­ший на себя обя­зан­но­сть по ухо­ду за Хай­гейт­ским клад­би­щем в Север­ной части Лон­до­на, где и похо­ро­нен Маркс рядом со сво­ей женой, Жен­ни фон Вест­фа­лен, добил­ся раз­ре­ше­ния на бла­го­устрой­ство тер­ри­то­рии вокруг памят­ни­ка отцу ком­му­низ­ма.

Иан Данг­вел, испол­ни­тель­ный дирек­тор клад­би­ща, сооб­щил, что на моги­ле будет уста­нов­ле­на пли­та из чер­но­го гра­ни­та со спе­ци­аль­ной обра­бот­кой. А под­ход к памят­ни­ку будет обу­стро­ен таким обра­зом, что­бы поз­во­лить в дни празд­но­ва­ния 200-летия со дня рож­де­ния Марк­са посе­тить моги­лу боль­шо­му числу людей.

Россия

22 мар­та 2018 года Пре­зи­ди­ум ЦК КПРФ при­нял поста­нов­ле­ние «О двух­сот­ле­тии со дня рож­де­ния Кар­ла Марк­са». Поста­нов­ле­ние вклю­ча­ет про­ве­де­ние тема­ти­че­ских науч­но-прак­ти­че­ских кон­фе­рен­ций, дис­кус­си­он­ных клу­бов и круг­лых сто­лов, пуб­ли­ка­цию мате­ри­а­лов о жиз­ни и дея­тель­но­сти К. Марк­са в пар­тий­ных газе­тах и на интер­нет-сай­тах, про­ве­де­ние выстав­ки в Госу­дар­ствен­ной Думе РФ, воз­ло­же­ние цве­тов и вен­ков к памят­ни­кам Марк­су и т.п.

Перей­дём к основ­ной теме нашей ста­тьи.

Кто он — Карл Маркс?

В Рос­сии и на пост­со­вет­ском про­стран­стве в куль­ту­ре обще­ства и пси­хи­ке людей имя Марк­са наи­бо­лее тес­но ассо­ци­и­ру­ет­ся с марк­сиз­мом — фило­соф­ским, эко­но­ми­че­ским и поли­ти­че­ским уче­ни­ем, осно­ван­ным К. Марк­сом и Ф. Энгель­сом. Уче­ние это декла­ри­ру­ет свою при­вер­жен­но­сть иде­а­лу все­об­щей спра­вед­ли­во­сти, кото­рая по мне­нию его созда­те­лей заклю­ча­ет­ся в упразд­не­нии товар­но­го про­из­вод­ства и част­ной соб­ствен­но­сти, иско­ре­не­нии экс­плу­а­та­ции чело­ве­ка чело­ве­ком и уста­нов­ле­нии ком­му­ни­сти­че­ско­го обще­ства, направ­лен­но­го на все­сто­рон­нее раз­ви­тие каж­до­го его чле­на.

Но воз­мож­но ли на осно­ве марк­сиз­ма реаль­но постро­ить обще­ство все­об­щей спра­вед­ли­во­сти?

Забе­гая впе­рёд, отме­тим, что на наш взгляд — нель­зя. Но обо всём по поряд­ку. На оче­ре­ди — био­гра­фия.

Краткая биография
Карл Маркс в 1875 году

Карл Маркс в 1875 году

Карл Ген­рих Маркс родил­ся 5 мая 1818 года в семье адво­ка­та в неболь­шом город­ке Трир, в то вре­мя вхо­дя­щим в состав Прус­ско­го коро­лев­ства.

В 1830—1835 годах Карл посе­щал гим­на­зию Фри­дри­ха-Виль­гель­ма горо­да Трир, кото­рую закон­чил в 17-лет­нем воз­расте. В гим­на­зи­че­ском сочи­не­нии «Раз­мыш­ле­ния юно­ши при выбо­ре про­фес­сии» в 1835 г. Карл Маркс напи­сал:

«Если чело­век тру­дит­ся толь­ко для себя, он может, пожа­луй, стать зна­ме­ни­тым учё­ным, вели­ким муд­ре­цом, пре­вос­ход­ным поэтом, но нико­гда не смо­жет стать истин­но совер­шен­ным и вели­ким чело­ве­ком».

Окон­чив гим­на­зию в Три­ре c хоро­ши­ми отмет­ка­ми по немец­ко­му, латин­ско­му, гре­че­ско­му и фран­цуз­ско­му язы­кам, мате­ма­ти­ке, Маркс посту­пил в уни­вер­си­тет, сна­ча­ла в Бонн­ский, где про­учил­ся два семест­ра, потом в Бер­лин­ский, где изу­чал юри­ди­че­ские нау­ки, исто­рию, исто­рию искус­ств и фило­со­фию.

В 1837 году тай­но обру­чил­ся с Жен­ни фон Вест­фа­лен, про­ис­хо­див­шей из ари­сто­кра­ти­че­ско­го рода, кото­рая поз­же ста­ла его женой. Жен­ни была подру­гой его стар­шей сест­ры Софи.

В 1839 году Карл Маркс напи­сал рабо­ту «Тет­ра­ди по исто­рии эпи­ку­рей­ской, сто­и­че­ской и скеп­ти­че­ской фило­со­фии». В 1841 году Карл Маркс окон­чил Бер­лин­ский уни­вер­си­тет экс­тер­ном, пред­ста­вив док­тор­скую дис­сер­та­цию под назва­ни­ем «Раз­ли­чие меж­ду натур­фи­ло­со­фи­ей Демо­кри­та и натур­фи­ло­со­фи­ей Эпи­ку­ра».

По сво­им взгля­дам Маркс был тогда геге­льян­цем-иде­а­ли­стом. В Бер­ли­не он при­мы­кал к круж­ку мла­до­ге­ге­льян­цев (Бру­но Бау­эр и др.), кото­рые были склон­ны делать ате­и­сти­че­ские и рево­лю­ци­он­ные выво­ды из фило­со­фии Геге­ля.

Он соби­рал­ся пре­по­да­вать вме­сте с Б. Бау­э­ром фило­со­фию в Бонн­ском уни­вер­си­те­те, про­ек­ти­ро­вал изда­ние при уча­стии Людви­га Фей­ер­ба­ха жур­на­ла под назва­ни­ем «Архив ате­из­ма», хотел писать рабо­ту о хри­сти­ан­ском искус­стве. Но реак­ци­он­ная поли­ти­ка пра­ви­тель­ства и семья заста­ви­ли Марк­са отка­зать­ся от учё­ной карье­ры. В это вре­мя рейн­ские ради­каль­ные бур­жуа, имев­шие точ­ки сопри­кос­но­ве­ния с левы­ми геге­льян­ца­ми, осно­ва­ли в Кёль­не оппо­зи­ци­он­ную газе­ту «Rheinische Zeitung».

В ходе напи­са­ния серии ста­тей «Оправ­да­ние мозель­ско­го кор­ре­спон­ден­та», Маркс осу­ще­ствил кон­крет­но-соци­аль­ное иссле­до­ва­ние: собрал офи­ци­аль­ные доку­мен­ты, мате­ри­а­лы печа­ти, лич­ные доку­мен­ты, дан­ные опро­сов. В этих и дру­гих сво­их опуб­ли­ко­ван­ных к нача­лу янва­ря 1843 года ста­тьях Маркс почти откры­то при­зы­вал к рево­лю­ци­он­но­му свер­же­нию прус­ской монар­хии и заме­не её демо­кра­ти­ей.

Это пере­пол­ни­ло чашу тер­пе­ния пра­ви­тель­ства, и в мар­те 1843 года газе­ту закры­ли. Рабо­та в газе­те пока­за­ла Марк­су, что он недо­ста­точ­но зна­ком с поли­ти­че­ской эко­но­ми­ей, поэто­му он усерд­но при­нял­ся за её изу­че­ние, про­дол­жая рабо­тать жур­на­ли­стом.

В июне 1843 года в Кройц­на­хе Маркс обвен­чал­ся с Жен­ни фон Вест­фа­лен.

Летом 1843 года Маркс напи­сал рабо­ту «К кри­ти­ке геге­лев­ской фило­со­фии пра­ва», посвя­щён­ную кри­ти­ке иде­а­ли­сти­че­ских взгля­дов Геге­ля на обще­ство.

После попыт­ки прус­ско­го пра­ви­тель­ства под­ку­пить Марк­са, пред­ло­жив ему перей­ти на прус­скую госу­дар­ствен­ную служ­бу, под угро­зой аре­ста моло­дая семья пере­ез­жа­ет в Париж в кон­це октяб­ря 1843 года, где Маркс подру­жил­ся с Ген­ри­хом Гей­не и Фри­дри­хом Энгель­сом. С послед­ним его до кон­ца жиз­ни свя­зы­ва­ли узы друж­бы и сов­мест­ная рабо­та. Имен­но Энгельс обра­тил вни­ма­ние Марк­са на поло­же­ние рабо­че­го клас­са.

В апре­ле-авгу­сте 1844 года Маркс напи­сал «Эко­но­ми­че­ски-фило­соф­ские руко­пи­си 1844 года»

В нача­ле фев­ра­ля 1845 года Маркс был выслан из Пари­жа и пере­ехал в Брюс­сель (куда при­е­хал и Энгельс). В Брюс­се­ле Маркс и Энгельс напи­са­ли рабо­ту «Немец­кая идео­ло­гия», в кото­рой высту­пи­ли с кри­ти­кой идей Геге­ля и мла­до­ге­ге­льян­цев. Вес­ной 1847 года Маркс и Энгельс при­мкну­ли к тай­но­му про­па­ган­дист­ско­му обще­ству, меж­ду­на­род­ной орга­ни­за­ции «Союз спра­вед­ли­вых» (был пре­об­ра­зо­ван в «Союз ком­му­ни­стов»), орга­ни­зо­ван­ной немец­ки­ми эми­гран­та­ми. По пору­че­нию обще­ства они соста­ви­ли про­грам­му ком­му­ни­сти­че­ской орга­ни­за­ции — зна­ме­ни­тый «Мани­фе­ст ком­му­ни­сти­че­ской пар­тии», опуб­ли­ко­ван­ный 21 фев­ра­ля 1848 года в Лон­до­не.

После нача­ла фев­раль­ской рево­лю­ции 1848 года Маркс был выслан из Бель­гии. Он вер­нул­ся в Париж, а после мар­тов­ской рево­лю­ции пере­ехал в Гер­ма­нию, в Кёльн.

Карл Маркс был выслан из Гер­ма­нии 16 мая 1849 года и со сво­ей семьёй сна­ча­ла отпра­вил­ся в Париж, но после демон­стра­ции 13 июня 1849 года был выслан и отту­да. В конеч­ном сче­те Маркс с семьей пере­ехал в Лон­дон, где жил до самой смер­ти и создал свои глав­ные эко­но­ми­че­ские про­из­ве­де­ния, вклю­чая «Капи­тал».

Усло­вия эми­грант­ской жиз­ни были край­не тяже­лы, Маркс с семьёй жил исклю­чи­тель­но за счёт посто­ян­ной финан­со­вой под­держ­ки Энгель­са, неболь­ших наслед­ств от род­ствен­ни­ков и слу­чай­ных зара­бот­ков от напи­са­ния ста­тей в газе­ты.

В 1850-х годах Маркс при­сту­пил к систе­ма­ти­че­ской раз­ра­бот­ке сво­ей эко­но­ми­че­ской тео­рии, интен­сив­но зани­мал­ся в биб­лио­те­ке Бри­тан­ско­го музея. Наря­ду с изу­че­ни­ем поли­ти­че­ской эко­но­мии, соци­аль­ной фило­со­фии, пра­ва и дру­гих соци­аль­ных наук, Маркс осва­и­вал огром­ный фак­ти­че­ский мате­ри­ал раз­лич­ных науч­ных дис­ци­плин (вплоть до мате­ма­ти­ки, агро­хи­мии и мине­ра­ло­гии).

В Лон­до­не Маркс вёл актив­ную обще­ствен­ную дея­тель­но­сть. В 1864 году он орга­ни­зо­вал «Меж­ду­на­род­ную рабо­чую ассо­ци­а­цию» (позд­нее пере­име­но­ва­на в Пер­вый Интер­на­ци­о­нал) — первую мас­со­вую меж­ду­на­род­ную (сек­ции это­го това­ри­ще­ства рабо­чих были обра­зо­ва­ны в боль­шин­стве стран Евро­пы и в США) орга­ни­за­цию рабо­че­го клас­са. Вна­ча­ле орга­ни­за­ция состо­я­ла из анар­хи­стов, бри­тан­ских тред-юни­о­ни­стов, фран­цуз­ских соци­а­ли­стов и ита­льян­ских рес­пуб­ли­кан­цев.

Поз­же ост­рые раз­но­гла­сия меж­ду Марк­сом и лиде­ром анар­хи­стов Миха­и­лом Баку­ни­ным о сути ком­му­ни­сти­че­ско­го обще­ства и пути его дости­же­ния при­ве­ли к раз­ры­ву с анар­хи­ста­ми, кото­рые на Гааг­ском кон­грес­се в сен­тяб­ре 1872 года были изгна­ны из орга­ни­за­ции. В 1872 году, после раз­гро­ма Париж­ской ком­му­ны и в усло­ви­ях нарас­та­ю­щей реак­ции, Пер­вый Интер­на­ци­о­нал пере­ехал в Нью-Йорк, одна­ко 4 года спу­стя в 1876 году он был рас­пу­щен на Фила­дель­фий­ской кон­фе­рен­ции. Все попыт­ки вос­ста­нов­ле­ния орга­ни­за­ции на про­тя­же­нии после­ду­ю­щих 5 лет не увен­ча­лись успе­хом. Одна­ко Вто­рой Интер­на­ци­о­нал, в кото­рый вхо­ди­ли левые пар­тии Англии, Фран­ции, Гер­ма­нии, Испа­нии и мно­гих дру­гих стран Евро­пы, был учре­ждён через 6 лет после смер­ти Марк­са, в 1889 году, как пре­ем­ник Пер­во­го Интер­на­ци­о­на­ла.

В мае 1867 года вышел в свет пер­вый том «Капи­та­ла».

После смер­ти жены Жен­ни в декабре 1881 года, у Марк­са раз­вил­ся катар верх­них дыха­тель­ных путей, кото­рым он про­бо­лел послед­ние 15 меся­цев жиз­ни. В ито­ге болез­нь при­ве­ла к брон­хи­ту, плев­ри­ту, и абсцес­су пра­во­го лёг­ко­го, от кото­ро­го Маркс скон­чал­ся в Лон­до­не 14 мар­та 1883 года в воз­расте 64 лет. Он умер апат­ри­дом (лицо без граж­дан­ства — наше прим.). Лон­дон­ские род­ные и дру­зья похо­ро­ни­ли его тело на Хай­гейт­ском клад­би­ще в Лон­до­не 17 мар­та 1883 года в той же моги­ле, в кото­рой за пят­на­дцать меся­цев до это­го была погре­бе­на его жена. На его похо­ро­нах при­сут­ство­ва­ло от девя­ти до один­на­дца­ти чело­век.

Могила Карла Маркса на Хайгейтском кладбище в Лондоне

Моги­ла Кар­ла Марк­са на Хай­гейт­ском клад­би­ще в Лон­до­не

2-й (1885) и 3-й (1894) тома «Капи­та­ла» были изда­ны Энгель­сом после смер­ти Марк­са.

Маркс и Жен­ни фон Вест­фа­лен (1814—1881) про­жи­ли в бра­ке почти 40 лет и име­ли 7 детей, чет­ве­ро из кото­рых умер­ли в дет­ском воз­расте.

На пер­вый взгляд, Маркс был обще­ствен­ным дея­те­лем, ничем осо­бо не выде­ля­ю­щим­ся, «уто­пи­стом-роман­ти­ком», высту­пав­шим за пра­ва рабо­че­го клас­са; но давай­те немно­го углу­бим­ся в те аспек­ты и подроб­но­сти био­гра­фии Марк­са, кото­рые обхо­ди­ла мол­ча­ни­ем офи­ци­аль­ная пуб­ли­ци­сти­ка СССР.

Карл Маркс — внук двух раввинов

Нач­нём дан­ную тему с того, что Карл Маркс — это псев­до­ним, насто­я­щее имя это­го чело­ве­ка — Мои­сей Мор­де­хай Леви.

Маркс про­ис­хо­дил из ува­жа­е­мой рав­вин­ской семьи. Его деда зва­ли Маркс Леви. Он был рав­ви­ном в Три­ре и умер, по-види­мо­му, в 1798 году — родо­слов­ная Марк­са, как и его пред­ков, мало извест­на.

Из мно­го­чис­лен­ных детей рав­ви­на Три­ра, Саму­ил про­дол­жил дело отца. Он уна­сле­до­вал после его смер­ти долж­но­сть рав­ви­на. В свою оче­редь, его сын Мозес в каче­стве кан­ди­да­та на пост рав­ви­на попал в Глей­виц (Силе­зия).

Гир­шель, отец Кар­ла Марк­са, не решил­ся про­дол­жить семей­ную тра­ди­цию и стал адво­ка­том, затем совет­ни­ком юсти­ции в Три­ре. В 1817 году отец Марк­са при­нял про­те­стант­ство, что­бы не лишить­ся зва­ния судо­про­из­вод­но­го совет­ни­ка. Мож­но пред­по­ло­жить, что подоб­ная моти­ва­ция явля­ет­ся лишь «соци­аль­ной», но не «духов­ной» необ­хо­ди­мо­стью. Он был женат на Ген­ри­ет­те Прес­бург, гол­ланд­ской еврей­ке, пред­ки кото­рой, по све­де­ни­ям её внуч­ки Эле­о­но­ры, во мно­гих поко­ле­ни­ях были рав­ви­на­ми. Она и её муж оста­ви­ли после себя мно­го­чис­лен­ное потом­ство, но из детей до взрос­лых лет дожи­ли лишь чет­ве­ро — Карл и три доче­ри.

Подоб­но тому, как в Рос­сий­ской Импе­рии изу­че­ние основ гра­мо­ты начи­на­лось с изу­че­ния и чте­ния псал­ты­ря, так и в еврей­ских, а осо­бен­но в рав­вин­ских, семьях началь­ное обра­зо­ва­ние было постро­е­но исклю­чи­тель­но на «духов­ной» лите­ра­ту­ре. Сто­ит заме­тить, что дет­ский ум прак­ти­че­ски лишён кри­тич­но­сти и вос­при­ни­ма­ет любую инфор­ма­цию, осо­бен­но иду­щую от близ­ких род­ствен­ни­ков, как истин­ную, неза­ви­си­мо от её содер­жа­ния. Мож­но пред­по­ло­жить, что «сия чаша» не мино­ва­ла и К.Маркса, опре­де­ля­ю­ще повли­яв на фор­ми­ро­ва­ние его лич­но­сти. Одним из выра­же­ний его насто­я­ще­го миро­воз­зре­ния ста­ла напи­сан­ная им в сту­ден­че­ские годы дра­ма «Квла­нем», стро­ки из кото­рой гла­сят:

«Я хочу постро­ить себе трон
На огром­ной холод­ной горе,
Окру­жен­ной чело­ве­че­ским стра­хом,
где царит мрач­ная боль».
«Видишь этот меч —
Князь тьмы про­дал его мне…
Ты, Сата­на, падёшь в про­пасть (т. е. в Ад),
И я со сме­хом после­дую за тобой…
И ско­ро я бро­шу чело­ве­че­ству
Мои тита­ни­че­ские про­кля­тия…
При­няв мое уче­ние,
Мир глу­по погиб­нет…»

Не очень-то похо­же на чело­ве­ка, живу­ще­го по-сове­сти и жаж­ду­ще­го добра окру­жа­ю­щим, прав­да?

При­ве­дём так­же неко­то­рые кон­крет­ные цита­ты из Тал­му­да — глав­ной рели­ги­оз­ной кни­ги иуде­ев, с целью иметь пред­став­ле­ние о той базе, кото­рая могла лечь в осно­ву нрав­ствен­но­сти и сфор­ми­ро­ван­но­го ею миро­по­ни­ма­ния Марк­са:

«Языч­ник (т.е. неев­рей), кото­рый сует нос в Тору (и дру­гие свя­щен­ные еврей­ские писа­ния) осуж­да­ет­ся на смерть. Посколь­ку, как напи­са­но, это наше наслед­ство, а не их (Сан­хед­рин 59а)».

«Вала­ам (Иисус) под­нял­ся из мёрт­вых и нака­зы­ва­ет­ся кипя­щим горя­чим семе­нем. Те, кто высме­и­ва­ет сло­ва еврей­ских муд­ре­цов и гре­шит про­тив Изра­и­ля кипят, в горя­чих экс­кре­мен­тах (57а Гит­тин)».

«Толь­ко евреи явля­ют­ся людь­ми, неев­реи — это живот­ные (Баба Мециа 114а — 114в)».

«Неза­ви­си­мо от того, явля­ет­ся ли это убий­ство кью­ти­на (неев­рея) кью­ти­ном, или изра­иль­тя­ни­на кью­ти­ном, они под­вер­га­ют­ся суро­во­му нака­за­нию, но за убий­ство кью­ти­на (неев­рея), изра­иль­тя­ни­ном, не преду­смот­ре­но ника­ко­го нака­за­ния. (Сан­хед­рин 57а)».

«Даже луч­шие из неев­ре­ев долж­ны быть уби­ты (Вави­лон­ский тал­муд)».

«Если еврей испы­ты­ва­ет иску­ше­ние совер­шить зло, то он дол­жен пой­ти в тот город, где его ник­то не зна­ет, и совер­шить зло там (Моэд Каш­тан 17а)».

«Если языч­ник (неев­рей) уда­рит еврея, то неев­рей дол­жен быть убит. Убить еврея — это уда­рить бога. (Сан­хед­рин 58в)».

«Если бык изра­иль­тя­ни­на бод­нёт быка хана­а­нея, то за это он не несёт ника­кой ответ­ствен­но­сти; но если бык хана­а­нея (неев­рея) бод­нёт быка изра­иль­тя­ни­на… нака­за­ние долж­но быть пол­ным. (Баба-Коми 37)».

«Если еврей най­дет вещь, поте­рян­ную языч­ни­ком (неев­ре­ем), её нет необ­хо­ди­мо­сти воз­вра­щать. (Баба Мециа 24а; Это под­твер­жда­ет­ся так­же в Баба Ками 113)».

«Бог не поща­дит еврея, кото­рый «выда­ет замуж свою дочь за ста­ри­ка или берет жену для сво­е­го несо­вер­шен­но­лет­не­го (мало­лет­не­го) сына или воз­вра­ща­ет поте­рян­ную вещь кью­ти­ну (неев­рею)…» (Сан­хед­рин 76а).

«То, что еврей полу­ча­ет воров­ством от кью­ти­на (неев­рея), он может сохра­нить. (Сан­хед­рин 57а)».

«Неев­реи нахо­дят­ся вне защи­ты зако­на, и Бог отда­ет их день­ги Изра­и­лю. (Баба Коми 37в)».

«Евреи могут исполь­зо­вать ложь (уверт­ки) для того, что­бы пере­хит­рить неев­рея. (Баба Коми 113а)».

«Все дети неев­ре­ев — живот­ные. (Йева­мот 98а)».

«Луч­ший из гоев досто­ин смер­ти. (Або­да зара, 26, в Тоса­фот)».

«Игно­ри­ру­ю­щий сло­во рав­ви­на под­ле­жит смер­ти. (трак­тат Эру­бин, 21:2)».

Кто-то может воз­ра­зить, что Тал­муд напи­сан дав­но и с это­го вре­ме­ни мно­гое изме­ни­лось как в окру­жа­ю­щем мире, так как в куль­ту­ре, фор­ми­ру­ю­щей миро­по­ни­ма­ние людей, но, как мини­мум:

  • Подоб­ная лите­ра­ту­ра не спо­соб­ству­ет фор­ми­ро­ва­нию нрав­ствен­но­сти, миро­воз­зре­ния и миро­по­ни­ма­ния чело­ве­ка таки­ми, кото­рые поз­во­ли­ли бы ему жить по-сове­сти в посто­ян­ном диа­ло­ге с Богом, при­ни­мая уча­стие в постро­е­нии Цар­ствия Божье­го на зем­ле уси­ли­я­ми самих людей в Божьем води­тель­стве, а, напро­тив, убеж­да­ет в исклю­чи­тель­но­сти евре­ев и обос­но­вы­ва­ет их «закон­ное» доми­ни­ро­ва­ние над все­ми дру­ги­ми наци­я­ми и наро­да­ми, порож­дая их (евре­ев) кла­но­во-кор­по­ра­тив­ную замкну­то­сть по отно­ше­нию к дру­гим людям на расово-«элитарной» осно­ве.
  • Боль­шин­ство евре­ев и иуде­ев очень тре­пет­но и серьёз­но отно­сят­ся к тра­ди­ци­ям сво­их веро­уче­ний и неко­то­рая, доволь­но боль­шая часть из них, «под­го­ня­ет» жиз­нь под их (веро­уче­ний) свод пра­вил.

Поэто­му, исклю­чать этот аспект вос­пи­та­ния Марк­са из рас­смот­ре­ния фор­ми­ро­ва­ния его нрав­ствен­но­сти и миро­по­ни­ма­ния было бы непра­виль­но. Даже, если он непо­сред­ствен­но не изу­чал дан­ное нрав­ствен­но-эти­че­ское насле­дие про­шло­го (хотя об этом нет инфор­ма­ции), то, как мини­мум, его пред­ки (а это рав­ви­ны — им по долж­но­сти поло­же­но) — точ­но изу­ча­ли, а зна­чит эта инфор­ма­ция кру­ти­лась в духов­ном насле­дии семьи — в кол­лек­тив­ном бес­со­зна­тель­ном рода, и ока­зы­ва­ла воз­дей­ствие на фор­ми­ро­ва­ние нрав­ствен­но­сти всех его чле­нов, в том числе и Марк­са. Нрав­ствен­но­сть и миро­по­ни­ма­ние напря­мую опре­де­ля­ют тече­ние мыс­ли­тель­но­го про­цес­са, и, как след­ствие, его резуль­та­тов, к кото­рым так­же мож­но отне­сти все пись­мен­ные тру­ды Марк­са, в т.ч. и те, кото­рые лег­ли в осно­ву марк­сиз­ма.

Что такое марксизм и чем он отличается от коммунизма, большевизма и троцкизма?

Несмот­ря на то, что в пси­хи­ке боль­шин­ства людей поня­тия «марк­сизм», «боль­ше­визм», «троц­кизм» и «ком­му­низм» — тож­де­ствен­ны, это раз­лич­ные поня­тия, опи­сы­ва­ю­щие раз­ные явле­ния в жиз­ни обще­ства. Рас­смот­рим каж­дое их них.

Марксизм
Маркс и Энгельс

Маркс и Энгельс

Марк­сизм — это наиме­но­ва­ние миро­воз­зрен­че­ской систе­мы и про­ис­те­ка­ю­ще­го из неё пони­ма­ния зако­нов раз­ви­тия обще­ства и его пер­спек­тив, дан­ное по име­ни одно­го из осно­во­по­лож­ни­ков, Кар­ла Марк­са.

Тра­ди­ци­он­но счи­та­ет­ся, что боль­шое зна­че­ние в тео­рии Марк­са име­ют 3 сле­ду­ю­щих поло­же­ния:

  • уче­ние о при­ба­воч­ной сто­и­мо­сти (поли­ти­че­ская эко­но­мия капи­та­лиз­ма),
  • мате­ри­а­ли­сти­че­ское пони­ма­ние исто­рии (исто­ри­че­ский мате­ри­а­лизм),
  • уче­ние о дик­та­ту­ре про­ле­та­ри­а­та.

Часто при­ня­то раз­де­лять:

  • Марк­сизм как фило­соф­ское уче­ние (диа­лек­ти­че­ский и исто­ри­че­ский мате­ри­а­лизм);
  • Марк­сизм как уче­ние, ока­зав­шее вли­я­ние на науч­ные кон­цеп­ции в эко­но­ми­ке, социо­ло­гии, поли­то­ло­гии и дру­гих нау­ках;
  • Марк­сизм как поли­ти­че­ское тече­ние, утвер­жда­ю­щее неиз­беж­но­сть клас­со­вой борь­бы и соци­аль­ной рево­лю­ции, а так­же веду­щую роль про­ле­та­ри­а­та в рево­лю­ции, кото­рая при­ве­дёт к уни­что­же­нию товар­но­го про­из­вод­ства и част­ной соб­ствен­но­сти, состав­ля­ю­щих осно­ву капи­та­ли­сти­че­ско­го обще­ства и уста­нов­ле­нию на осно­ве обще­ствен­ной соб­ствен­но­сти на сред­ства про­из­вод­ства ком­му­ни­сти­че­ско­го обще­ства, направ­лен­но­го на все­сто­рон­нее раз­ви­тие каж­до­го чле­на обще­ства.

В ста­тье «Три источ­ни­ка и три состав­ных части марк­сиз­ма» Ленин ука­зы­вал на:

  • Немец­кую клас­си­че­скую фило­со­фию (Георг Гегель, Людвиг Фей­ер­бах).
  • Англий­скую поли­ти­че­скую эко­но­мию (Адам Смит и Давид Рикар­до), поло­жив­шую нача­ло тру­до­вой тео­рии сто­и­мо­сти.
  • Уто­пи­че­ский соци­а­лизм (Анри Сен-Симон, Шарль Фурье, Роберт Оуэн), послу­жив­ший осно­вой для напи­са­ния «Мани­фе­ста ком­му­ни­сти­че­ской пар­тии».

Марк­сизм пред­став­лял­ся как науч­ная тео­рия постро­е­ния ком­му­ни­сти­че­ско­го обще­ства на осно­ве исполь­зо­ва­ния зако­нов обще­ствен­но-исто­ри­че­ско­го раз­ви­тия, яко­бы откры­тых его осно­во­по­лож­ни­ка­ми, что и при­ве­ло к отож­деств­ле­нию в созна­нии мно­гих ком­му­низ­ма и марк­сиз­ма. Хотя ком­му­низм, как цель обще­ствен­но­го раз­ви­тия, может дости­гать­ся и на осно­ве дру­гих тео­рий. При этом поче­му-то не ком­му­ни­стов назы­ва­ют марк­си­ста­ми, а марк­си­стов назы­ва­ют ком­му­ни­ста­ми, что невер­но по сути, если даже исхо­дить из суще­ства «науч­ных» тео­рий марк­сиз­ма, спо­соб­ных быть толь­ко шир­мой для при­кры­тия дале­ко иду­ще­го поли­ти­че­ско­го афе­риз­ма и лице­ме­рия, но не науч­ной осно­вой поли­ти­ки постро­е­ния ком­му­ни­сти­че­ско­го обще­ства, а рав­но и какой-либо иной поли­ти­ки. [ 1 ]

Поче­му «науч­ных» мы взя­ли в кавыч­ки? Пото­му, что и фило­соф­ская («диа­лек­ти­че­ский» мате­ри­а­лизм), и эко­но­ми­че­ская (поли­ти­че­ская эко­но­мия капи­та­лиз­ма) состав­ля­ю­щие марк­сиз­ма мет­ро­ло­ги­че­ски несо­сто­я­тель­ны (пер­вым о об этом пуб­лич­но упо­мя­нул И.В. Ста­лин в сво­ей рабо­те «Эко­но­ми­че­ские про­бле­мы соци­а­лиз­ма в СССР» (1952 г.)).

Мет­ро­ло­ги­че­ская состо­я­тель­но­сть выра­жа­ет­ся в том, что: выявив явле­ние в при­ро­де (а рав­но в обще­стве), ему долж­но поста­вить в соот­вет­ствие опре­де­лён­ный набор при­зна­ков, каж­дый из кото­рых досту­пен вос­при­я­тию людей либо непо­сред­ствен­но через их орга­ны чув­ств, либо опо­сре­до­ван­но через при­бор­ную базу нау­ки, порож­дён­ную куль­ту­рой.

Ста­лин пока­зал, что клю­че­вые поня­тия полит­эко­но­мии марк­сиз­ма не могут исполь­зо­вать­ся в прак­ти­ке, что авто­ма­ти­че­ски ведёт к «схло­пы­ва­нию» всей тео­рии. Без фило­со­фии и полит­эко­но­мии от марк­сиз­ма оста­ёт­ся толь­ко дема­го­гия на тему того, как нуж­но было бы стро­ить соци­а­лизм.

Троцкизм

Троц­кизм — это вовсе не одна из раз­но­вид­но­стей марк­сиз­ма. Харак­тер­ной чер­той троц­киз­ма в ком­му­ни­сти­че­ском дви­же­нии в ХХ веке была пол­ная глу­хо­та к содер­жа­нию выска­зы­ва­е­мой в его адрес кри­ти­ки в соче­та­нии с при­вер­жен­но­стью прин­ци­пу подав­ле­ния в жиз­ни декла­ра­ций, про­воз­гла­шён­ных троц­ки­ста­ми, систе­мой умол­ча­ний, на осно­ве кото­рых они реаль­но дей­ству­ют, объ­еди­нив­шись в кол­лек­тив­ном бес­со­зна­тель­ном.

Это озна­ча­ет, что троц­кизм — явле­ние пси­хи­че­ское. Троц­киз­му в искрен­нем лич­ном про­яв­ле­нии бла­го­на­ме­рен­но­сти его при­вер­жен­ца­ми свой­стве­нен кон­фликт меж­ду инди­ви­ду­аль­ным созна­ни­ем и бес­со­зна­тель­ным как инди­ви­ду­аль­ным, так и кол­лек­тив­ным, порож­да­е­мым все­ми троц­ки­ста­ми в их сово­куп­но­сти.

И в этом кон­флик­те злоб­но тор­же­ству­ет кол­лек­тив­ное бес­со­зна­тель­ное троц­ки­стов, подав­ляя лич­ную осо­зна­ва­е­мую бла­го­на­ме­рен­но­сть каж­до­го из них сово­куп­но­стью дел их всех. Эта пси­хи­че­ская осо­бен­но­сть, свой­ствен­ная мно­гим лич­но­стям, — гораз­до более древ­нее явле­ние, чем исто­ри­че­ски реаль­ный троц­кизм. Для это­го свой­ства пси­хи­ки инди­ви­дов не нашлось в далё­ком про­шлом ника­ко­го ино­го сло­ва, кро­ме как «одер­жи­мо­сть», а в эпо­ху гос­под­ства мате­ри­а­ли­сти­че­ско­го миро­воз­зре­ния для это­го явле­ния вооб­ще не ста­ло в язы­ке слов, отве­ча­ю­щих суще­ству это­го типа пси­хи­че­ской ущерб­но­сти, кото­рое было назва­но по псев­до­ни­му одно­го из его наи­бо­лее ярких пред­ста­ви­те­лей.

Большевизм

Боль­ше­визм, как учит исто­рия КПСС, воз­ник в 1903 году на II съез­де РСДРП. Как утвер­жда­ли его про­тив­ни­ки, боль­ше­ви­ки до 1917 года нико­гда не пред­став­ля­ли собой дей­стви­тель­но­го боль­шин­ства чле­нов пар­тии. Но, как заяв­ля­ли сами боль­ше­ви­ки, имен­но они выра­жа­ли в поли­ти­ке стра­те­ги­че­ские инте­ре­сы тру­до­во­го боль­шин­ства насе­ле­ния стра­ны, вслед­ствие чего толь­ко они и име­ли пра­во име­но­вать­ся боль­ше­ви­ка­ми. Пото­му мож­но дать такое опре­де­ле­ние.

Боль­ше­визм — это общ­но­сть людей, ста­ра­ю­щих­ся выра­зить в сво­ей дея­тель­но­сти стра­те­ги­че­ские инте­ре­сы тру­до­во­го боль­шин­ства, вне зави­си­мо­сти от того, насколь­ко само это боль­шин­ство осо­зна­ёт свои стра­те­ги­че­ские инте­ре­сы и вер­но им в жиз­ни. Суть боль­ше­виз­ма не в чис­лен­ном пре­вос­ход­стве при­вер­жен­цев неких идей над при­вер­жен­ца­ми дру­гих идей и без­дум­ной тол­пой, а имен­но в искрен­нем стрем­ле­нии выра­зить и вопло­тить в жиз­нь дол­го­вре­мен­ные стра­те­ги­че­ские инте­ре­сы тру­до­во­го боль­шин­ства, жела­ю­ще­го, что­бы ник­то не пара­зи­ти­ро­вал на его тру­де и жиз­ни.

Насколь­ко послед­нее утвер­жде­ние соот­вет­ству­ет дей­стви­тель­но­сти, — это вопрос мно­го­гран­ный, посколь­ку и само тру­до­вое боль­шин­ство может лож­но пони­мать свои дол­го­вре­мен­ные инте­ре­сы, и те, кто заяв­ля­ет о сво­ей тако­го рода роли в поли­ти­ке, могут быть не толь­ко в заблуж­де­нии, но и наг­ло лице­ме­рить, при­кры­вая свое­ко­ры­стие яко­бы защи­той инте­ре­сов тру­до­во­го боль­шин­ства.

Но наря­ду с тру­до­вым боль­шин­ством, кото­рое счи­та­ет нор­маль­ной жиз­нью жиз­нь в сози­да­тель­ном тру­де, есть ещё и мень­шин­ство, кото­рое счи­та­ет для себя нор­маль­ным пожи­нать там, где паха­ли и сея­ли дру­гие, и видит в этом свое при­зва­ние. В дове­дён­ном до пре­де­ла слу­чае оно отка­зы­ва­ет­ся от эпи­зо­ди­че­ской жат­вы там, где сея­ли дру­гие, и наста­и­ва­ет на сво­ем систе­мо­об­ра­зу­ю­щем пра­ве орга­ни­зо­вать дру­гих на пахо­ту, сев и жат­ву, узур­пи­руя при этом и пра­во на «чест­ное» рас­пре­де­ле­ние «уро­жая».

Коммунизм

Ком­му­низм в пере­во­де с латы­ни на рус­ский язык — общин­но­сть, общ­но­сть; кро­ме того, в латин­ском язы­ке это сло­во одно­ко­рен­ное с «ком­му­ни­ка­ци­ей», т.е. со свя­зью, в том числе и с инфор­ма­ци­он­ной свя­зью меж­ду людь­ми, что по-рус­ски име­ну­ет­ся «со-ВЕСТЬ». Ина­че гово­ря,

Ком­му­низм — общ­но­сть людей на осно­ве сове­сти: всё осталь­ное в ком­му­низ­ме — след­ствие един­ства сове­сти у раз­ных лиц.

При­вер­жен­но­сть ком­му­низ­му под­ра­зу­ме­ва­ет согла­сие с тем, что дале­ко не всё, что свя­за­но с жиз­нью чело­ве­ка и обще­ства, может нахо­дить­ся в без­раз­дель­ной лич­ной (част­ной) соб­ствен­но­сти кого-либо; мно­гое может быть в кол­лек­тив­ной соб­ствен­но­сти и, будучи досто­я­ни­ем каж­до­го, оно не может быть исклю­чи­тель­ным досто­я­ни­ем нико­го из них пер­со­наль­но.

Хотя общий смысл это­го поло­же­ния ясен, но в прак­ти­ке жиз­ни раз­но­гла­сия меж­ду ком­му­ни­ста­ми воз­ни­ка­ют при состав­ле­нии переч­ня того, что может быть в лич­ной (част­ной — пер­со­наль­ной или кор­по­ра­тив­ной) соб­ствен­но­сти, а что может быть исклю­чи­тель­но в обще­ствен­ной. Под­ра­зу­ме­ва­ет­ся, что если в обще­стве гос­под­ству­ет пра­во кол­лек­тив­ной соб­ствен­но­сти, то в обще­стве исклю­ча­ет­ся тем самым зави­си­мо­сть боль­шин­ства от мень­шин­ства, стя­жав­ше­го в лич­ную (част­ную) соб­ствен­но­сть досто­я­ние, как дан­ное при­ро­дой, так и создан­ное в обще­ствен­ном объ­еди­не­нии тру­да.

Ком­му­низм, как иде­ал, к кото­ро­му долж­но стре­мить­ся чело­ве­че­ство в сво­ём раз­ви­тии, про­па­ган­ди­ру­ет­ся издрев­ле. Исто­рия зна­ет попыт­ки его осу­ществ­ле­ния, когда ещё ника­ко­го марк­сиз­ма не было и в поми­не, как на прин­ци­пах орга­ни­за­ции обще­ствен­ной жиз­ни госу­дар­ством (инки), так и в сооб­ще­стве еди­но­мыш­лен­ни­ков, веду­щих жиз­нь в соот­вет­ствии с прин­ци­па­ми ком­му­низ­ма, в обще­стве, где госу­дар­ство под­дер­жи­ва­ет пра­во част­ной соб­ствен­но­сти (ессеи в древ­ней Иудее) на всё без исклю­че­ния.

КРАТКО О РОЛИ МАРКСИЗМА В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА РОССИИ — СССР (1872 — 1993 ГГ.)

Пер­вый том «Капи­та­ла» был впер­вые пере­ве­дён на рус­ский язык в 1872 году. До рево­лю­ции 1905 года — 33 года, до рево­лю­ции 1917 года — 45 лет. Сро­ки более чем доста­точ­ные для того, что­бы выра­бо­тать аль­тер­на­ти­ву мет­ро­ло­ги­че­ски несо­сто­я­тель­но­му уче­нию марк­сиз­ма, на осно­ве кото­рой была бы реаль­ная воз­мож­но­сть постро­ить обще­ство все­об­щей спра­вед­ли­во­сти, а рефор­ми­ро­ва­ние тогдаш­ней (на конец XIX века) куль­ту­ры в Рос­сий­ской импе­рии мож­но было бы про­ве­сти устой­чи­во без­опас­ным для Рус­ской циви­ли­за­ции обра­зом, без мно­го­чис­лен­ных жертв и стра­да­ний наро­да.

Но власть сто­я­ла на сво­ём, не соби­ра­ясь счи­тать­ся с про­сто­на­ро­дьем («закон о кухар­ки­ных детях», рус­ско-япон­ская вой­на, пер­вая миро­вая вой­на), а интел­ли­ген­ция в сво­ём боль­шин­стве не толь­ко не кри­ти­ко­ва­ла марк­сизм, но была им увле­че­на, как неким новым вея­ни­ем моды с «про­грес­сив­но­го» Запа­да, при этом фак­ти­че­ски не зная и не изу­чая его сути, а хва­тая «по вер­хам». Власт­ные же струк­ту­ры пыта­лись исполь­зо­вать марк­сизм в про­ти­во­вес наро­до­воль­ни­че­ству.

Таким обра­зом, аль­тер­на­ти­ва марк­сиз­му выра­бо­та­на не была, что в конеч­ном ито­ге сыг­ра­ло свою роль в кра­хе Рос­сий­ской импе­рии в 1917 году.

После Вели­кой Октябрь­ской соци­а­ли­сти­че­ской рево­лю­ции к вла­сти при­шли боль­ше­ви­ки, воз­глав­ля­е­мые Лени­ным, в сою­зе с идей­ны­ми марк­си­ста­ми-троц­ки­ста­ми, мень­ше­ви­ка­ми, воз­глав­ля­е­мы­ми Бронштейном-«Троцким». Имен­но нали­чие в госу­дар­ствен­ном аппа­ра­те троц­ки­стов при­ве­ло к тем про­бле­мам, кото­рые Стра­на испы­ты­ва­ла вплоть до 1939 года (когда Ста­лин более менее утвер­дил­ся во вла­сти и начал выво­дить Рос­сию на уро­вень кон­цеп­ту­аль­но-само­сто­я­тель­ной поли­ти­ки) и после их реван­ша в 1953 году (после убий­ства Ста­ли­на и Берии), когда троц­ки­сты ста­ли у руля во всех отрас­лях жиз­ни обще­ства.

В ито­ге, имен­но идей­ные марк­си­сты-троц­ки­сты, кото­рые нико­гда не были боль­ше­ви­ка­ми и кото­рые неглас­но высту­па­ли за систем­но-орга­ни­зо­ван­ный пара­зи­тизм мень­шин­ства на тру­де боль­шин­ства, при­ве­ли Стра­ну через недаль­но­вид­ные и вре­до­нос­ные рефор­мы Хру­щё­ва к «застою», а потом и к «пере­строй­ке», кото­рая завер­ши­лась кра­хом госу­дар­ствен­но­сти СССР в 1991 году и лик­ви­да­ци­ей «совет­ской» вла­сти в 1993 году (рас­стрел Вер­хов­но­го сове­та РСФСР).

Таким обра­зом, мет­ро­ло­ги­че­ски несо­сто­я­тель­ный марк­сизм, воз­ве­дён­ный в ранг дог­мы в пери­од «отте­пе­ли» и «застоя», стал одной из глав­ных при­чин кру­ше­ния Совет­ско­го Сою­за.

КАК МАРКСИЗМ РАЗВИВАЛСЯ ПОСЛЕ РАЗВАЛА СССР (КИТАЙ, КНДР, ЕВРОПА, БЕЛАРУСЬ)

После раз­ва­ла СССР в мире оста­лись стра­ны, госу­дар­ствен­ная идео­ло­гия кото­рых пря­мо или опо­сре­до­ван­но опи­ра­ет­ся на марк­сизм.

Китай

В Китае мао­изм, явля­ю­щий­ся наря­ду с «тео­ри­ей Дэн Сяо­пи­на» и «иде­ей о трёх пред­ста­ви­тель­ствах» Цзян Цзэми­ня по насто­я­щее вре­мя осно­вой идео­ло­гии Ком­пар­тии Китая, бази­ру­ет­ся непо­сред­ствен­но на марк­сиз­ме.

Далай-лама, духов­ный лидер Тибе­та, тер­ри­то­рия кото­ро­го вхо­дит в юрис­дик­цию КНР, как-то заявил:

«Марк­сизм — это уче­ние, осно­ван­ное на мораль­ной эти­ке. В то вре­мя как капи­та­лизм направ­лен лишь на полу­че­ние при­бы­ли».

КНДР

Теку­щая севе­ро­ко­рей­ская наци­о­на­ли­сти­че­ская госу­дар­ствен­ная идео­ло­гия Чучхе так­же осно­вы­ва­ет­ся на марк­сиз­ме.

Беларусь

Госу­дар­ствен­ная идео­ло­гия Бела­ру­си так­же во мно­гом опи­ра­ет­ся на марк­сизм. На сего­дняш­ний день в стра­не поли­ти­че­ской транс­фор­ма­ции не про­изо­шло. Тем не менее знак равен­ства меж­ду БССР и совре­мен­ной Бела­русью ста­вить нель­зя. В Бела­ру­си были попыт­ки, в част­но­сти, эко­но­ми­че­ских пре­об­ра­зо­ва­ний — прав­да, они оста­лись неза­вер­шён­ны­ми. Отча­сти и поэто­му на Запа­де Бела­русь и назы­ва­ют «запо­вед­ни­ком ком­му­низ­ма».

От совет­ско­го строя оста­лось госу­дар­ствен­ное регу­ли­ро­ва­ние во всех сфе­рах жиз­ни, выстро­ен­ная систе­ма «вер­ти­ка­ли» вла­сти.

Фак­ти­че­ски, с точ­ки зре­ния исто­рии модель в Бела­ру­си оста­лась совет­ская. И исто­ри­че­ская трак­тов­ка собы­тий в Бела­ру­си оста­лась совет­ская.

Обще­ствен­ные нау­ки опе­ри­ру­ют таки­ми тер­ми­на­ми как «марк­сизм-лени­низм», «науч­ный ком­му­низм», «осно­вы идео­ло­гии».

Европа

В послед­нее вре­мя, в свя­зи с фак­ти­че­ски непре­кра­ща­ю­щим­ся финан­со­вым кри­зи­сом, в Евро­пе всё актив­нее воз­рож­да­ет­ся инте­рес к Марк­су и марк­сист­ско­му уче­нию.

Объ­ём про­даж «Капи­та­ла» Кар­ла Марк­са, где опи­са­на несо­сто­я­тель­ная полит­эко­но­мия, посто­ян­но уве­ли­чи­ва­ет­ся, начи­ная с 2008 года, как и про­да­жи «Мани­фе­ста Ком­му­ни­сти­че­ской пар­тии» и «К кри­ти­ке поли­ти­че­ской эко­но­мии».

Так­же Кар­ла Марк­са недав­но выбра­ли из спис­ка 10 пре­тен­ден­тов кли­ен­ты немец­ко­го бан­ка Sparkasse в Хем­ни­це, и тепе­рь он появит­ся на новой бан­ков­ской кар­те MasterCard.

Как сооб­ща­ет Reuters, в 2008 году сре­ди жите­лей быв­шей ГДР про­ве­ли опрос, в резуль­та­те кото­ро­го выяс­ни­лось, что 52% респон­ден­тов счи­та­ют рыноч­ную эко­но­ми­ку неста­биль­ной, а 43% хотят вер­нуть соци­а­лизм.

В 2012 году в Лон­до­не несколь­ко тысяч чело­век участ­во­ва­ли в пяти­днев­ном фести­ва­ле «Марк­сизм-2012», орга­ни­зо­ван­ном Соци­а­ли­сти­че­ской рабо­чей пар­ти­ей. Орга­ни­за­то­ры отме­ча­ют, что в послед­ние годы сре­ди участ­ни­ков все боль­ше моло­дё­жи.

«Воз­рож­де­ние инте­ре­са к марк­сиз­му, осо­бен­но — сре­ди моло­дых людей, вызва­но тем, что он даёт инстру­мен­ты для ана­ли­за капи­та­лиз­ма, и осо­бен­но — капи­та­ли­сти­че­ских кри­зи­сов, подоб­ных тому, в кото­ром мы ока­за­лись сего­дня», — гово­рит один из орга­ни­за­то­ров.

Так­же появи­лось мно­же­ство книг и ещё боль­шее коли­че­ство пуб­ли­ка­ций, воз­ве­ща­ю­щих об акту­аль­но­сти марк­сиз­ма.

В Гер­ма­нии в послед­нее вре­мя во мно­гих горо­дах созда­ют­ся, в част­но­сти, сре­ди сту­ден­тов, круж­ки, в кото­рых чита­ют Марк­са. Такие круж­ки уже суще­ству­ют в 34 уни­вер­си­тет­ских горо­дах Гер­ма­нии.

Мно­гие офи­ци­аль­ные поли­то­ло­ги как в Рос­сии, так и на Запа­де сно­ва начи­на­ют затра­ги­вать тему воз­рож­да­ю­щей­ся акту­аль­но­сти марк­сиз­ма вви­ду кри­зи­са либе­раль­но-рыноч­ной эко­но­ми­че­ской моде­ли.

В мар­те 2018-го года в гер­ман­ском горо­де Три­ре была выпу­ще­на купю­ра номи­на­лом в 0 евро с изоб­ра­же­ни­ем Кар­ла Марк­са. Что это: типо­граф­ская шут­ка либо намёк от хозя­ев марк­сиз­ма на то, что теку­щая евро­пей­ская финан­со­во-эко­но­ми­че­ская систе­ма долж­на быть «обну­ле­на» с помо­щью марк­сиз­ма?

Как мож­но про­на­блю­дать, инте­рес к марк­сиз­му не «зату­ха­ет». Хотим обра­тить вни­ма­ние, что про­дви­га­ют в мас­сы имен­но марк­сизм, а не идеи ком­му­низ­ма — идеи постро­е­ния обще­ства все­об­щей спра­вед­ли­во­сти. И это — симп­то­ма­тич­но!

Это — не «слу­чай­но­сть».

РОЛЬ МАРКСИЗМА В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ «ОБЩЕГО КРИЗИСА КАПИТАЛИЗМА»

В кон­це XVIII — нача­ле XIX века по всей Евро­пе про­ка­ти­лась вол­не про­мыш­лен­ных рево­лю­ций, под напо­ром кото­рых пал сослов­но-касто­вый строй фео­даль­ных монар­хий. Жёст­кие огра­ни­че­ния на уро­вень потреб­ле­ния, кото­рые нала­гал на обще­ство сослов­но-касто­вый строй, пали вме­сте с ним, открыв тем самым мно­же­ству пред­ста­ви­те­лей бур­жу­а­зии доступ к при­род­ным и про­из­во­ди­мым бла­гам, ранее доступ­ным толь­ко узко­му кру­гу монар­хов, ари­сто­кра­тии, выс­ше­го купе­че­ства.

Обу­слов­лен­но­сть потреб­ле­ния при­бы­лью, а так­же вера в то, что «рынок сам всё отре­гу­ли­ру­ет», при­ве­ли к тому, что ныне либерально—рыночная эко­но­ми­че­ская модель при­ве­ла чело­ве­че­ское обще­ство к гло­баль­но­му биосферно—социальному эко­ло­ги­че­ско­му кри­зи­су, гро­зя­ще­му гибе­лью всей циви­ли­за­ции.

Но были и те, кто ещё в кон­це XVIII века это пред­ви­дел, и при­сту­пил к про­фи­лак­ти­ро­ва­нию этой про­бле­мы посред­ством марк­сиз­ма, в кото­рой она полу­чи­ла назва­ние «общий кри­зис капи­та­лиз­ма», в то же самое вре­мя желая сохра­нить толпо-«элитарный» строй обще­ства, в кото­ром «каж­дый, в меру пони­ма­ния, рабо­та­ет на себя, а в меру непо­ни­ма­ния рабо­та­ет на того, кто зна­ет и пони­ма­ет боль­ше», что­бы про­дол­жать без­за­бот­но-агрес­сив­но пара­зи­ти­ро­вать на тру­де дру­гих. Это были «хозя­е­ва систе­мы».

Имен­но под их непо­сред­ствен­ным и опо­сре­до­ван­ным вли­я­ни­ем Карл Маркс, внук двух рав­ви­нов (рав­ви­нат, веро­ят­но, отно­сит­ся к слою «пери­фе­рия» на рисун­ке выше), создал марк­сизм.

Пони­мая, что для того, что­бы изжить бур­жу­а­зию как класс, ново­му гло­баль­но­му обще­ству, кото­рое будет постро­е­но на осно­ве марк­сиз­ма, нуж­но дать опре­де­лён­ную мето­до­ло­гию позна­ния, «хозя­е­ва систе­мы», тем не менее, не могли поде­лить­ся адек­ват­ной жиз­ни мето­до­ло­ги­ей, посколь­ку это поста­ви­ло бы толпо-«элитаризм» на гра­нь исчез­но­ве­ния.

Поэто­му, на осно­ве под­ме­ны диа­лек­ти­ки, как искус­ства пости­же­ния исти­ны путём поста­нов­ки наво­дя­щих вопро­сов, некой логи­кой Геге­лем, был сфор­ми­ро­ван «диа­лек­ти­че­ский» мате­ри­а­лизм, «под­ре­за­ю­щий» про­цесс позна­ния в пси­хи­ке инди­ви­да.

Полит­эко­но­мия же марк­сиз­ма содер­жа­ла такие поня­тия, как «необ­хо­ди­мый про­дукт» и «при­ба­воч­ный про­дукт», «необ­хо­ди­мое рабо­чее вре­мя» и «при­ба­воч­ное рабо­чее вре­мя» и т.п., кото­рые невоз­мож­но выде­лить и соот­не­сти с жиз­нью в про­цес­се веде­ния мак­ро­эко­но­ми­че­ской дея­тель­но­сти в обще­стве. Имен­но не необ­хо­ди­мо­сть изба­вить­ся от этих поня­тий ука­зы­вал И.В. Ста­лин в сво­ей рабо­те «Эко­но­ми­че­ские про­бле­мы соци­а­лиз­ма в СССР» (1952 г.).

Таким обра­зом, на осно­ве марк­сиз­ма изна­чаль­но было невоз­мож­но постро­ить обще­ство насто­я­щей соци­аль­ной спра­вед­ли­во­сти. Впро­чем, «хозя­е­ва систе­мы» это­го и не пла­ни­ро­ва­ли, а жела­ли под­ме­нить такое обще­ство неким фаль­си­фи­ка­том, внеш­не при­вле­ка­тель­ным для тол­пы.

Хотя марк­сизм был ори­ен­ти­ро­ван на уни­что­же­ние бур­жу­аз­но­го либе­ра­лиз­ма и постро­е­ние псев­до­со­ци­а­лиз­ма, в первую оче­редь, в евро­пей­ских госу­дар­ствах, его побе­да в Рос­сии была вос­при­ня­та «хозя­е­ва­ми» как воз­мож­но­сть про­ве­де­ния мак­ро-экс­пе­ри­мен­та (до это­го были лишь неболь­шие локаль­ные ком­му­ны, пока­зав­шие свою нежиз­не­спо­соб­но­сть).

Но после того, как «хозя­е­ва систе­мы» вынуж­де­ны были убрать Ста­ли­на (посколь­ку он наце­лил Стра­ну на постро­е­ние насто­я­ще­го соци­а­лиз­ма, в кото­ром все люди могли бы пол­но­стью реа­ли­зо­вы­вать свой чело­ве­че­ский потен­ци­ал и жить без пара­зи­тиз­ма мень­шин­ства на тру­де боль­шин­ства), они уви­де­ли, что после­ду­ю­щие руко­во­ди­те­ли не могут под­дер­жи­вать необ­хо­ди­мый уро­вень каче­ства управ­ле­ния для экс­пор­та марк­сиз­ма в Евро­пу. Вку­пе с этим воз­никла угро­за гибе­ли циви­ли­за­ции в ядер­ной вой­не. Поэто­му, ими было реше­но закрыть про­ект «СССР», но не марк­сизм.

Про­бле­ма «обще­го кри­зи­са капи­та­лиз­ма» по-преж­не­му акту­аль­на, поэто­му марк­сизм на Запа­де — вне кри­ти­ки (вме­сто это­го под кри­ти­ку под­став­ля­ют «ста­ли­низм», «ком­му­низм», зло­упо­треб­ляя неве­же­ством тол­пы), а изу­ча­ет­ся он на всех фило­соф­ских факуль­те­тах.

Поэто­му же марк­сизм фор­маль­но сохра­нён в Китае и КНДР (как на неких поли­го­нах для испы­та­ний его новых форм), а Бела­русь явля­ет­ся сво­е­го рода «теп­ли­цей» («запо­вед­ни­ком ком­му­низ­ма», как было упо­мя­ну­то выше), при­зван­ной сохра­нить весь опыт СССР.

БУДУЩЕЕ БОЛЬШЕВИЗМА И МАРКСИЗМА

Как уже было отме­че­но выше, Боль­ше­визм — это общ­но­сть людей, ста­ра­ю­щих­ся выра­зить в сво­ей дея­тель­но­сти стра­те­ги­че­ские инте­ре­сы тру­до­во­го боль­шин­ства, вне зави­си­мо­сти от того, насколь­ко само это боль­шин­ство осо­зна­ёт свои стра­те­ги­че­ские инте­ре­сы и вер­но им в жиз­ни. Суть боль­ше­виз­ма не в чис­лен­ном пре­вос­ход­стве при­вер­жен­цев неких идей над при­вер­жен­ца­ми дру­гих идей и без­дум­ной тол­пой, а имен­но в искрен­нем стрем­ле­нии выра­зить и вопло­тить в жиз­нь дол­го­вре­мен­ные стра­те­ги­че­ские инте­ре­сы тру­до­во­го боль­шин­ства, жела­ю­ще­го, что­бы ник­то не пара­зи­ти­ро­вал на его тру­де и жиз­ни.

Боль­ше­визм, хоть и не все­гда созна­тель­но, и не под таким назва­ни­ем, но был при­сущ Рус­ской циви­ли­за­ции в той или иной фор­ме на про­тя­же­нии всей её исто­рии, посколь­ку глав­ным и систе­мо­об­ра­зу­ю­щим иде­а­лом на Руси испо­кон веков был иде­ал некой неот­мир­ной, Богом пред­опре­де­лён­ной спра­вед­ли­во­сти, в кото­рой, в том числе, нет места како­му бы то ни было пара­зи­тиз­му мень­шин­ства на тру­де боль­шин­ства.

Вопре­ки рас­про­стра­нён­но­му в обы­ва­тель­ской сре­де мне­нию, к вла­сти в нояб­ре 1917 года в Рос­сии боль­ше­ви­ки при­шли не сами, а в вынуж­ден­ном сою­зе с идей­ны­ми марк­си­ста­ми-троц­ки­ста­ми, кото­рые, по умол­ча­нию, были мень­ше­ви­ка­ми (т.е. по сути сво­ей дея­тель­но­сти про­ти­во­по­став­ля­ли себя боль­ше­ви­кам).

После того, как Ста­лин при­нял реше­ние стро­ить насто­я­щий соци­а­лизм, неза­ви­си­мо от его осо­зна­ния это­го, встал вопрос раз­ме­же­ва­ния с марк­си­ста­ми-троц­ки­ста­ми на уров­не поня­тий­но-тер­ми­но­ло­ги­че­ско­го аппа­ра­та. Ста­лин, к сожа­ле­нию, лишь «сре­зал» вер­хуш­ку троц­ки­стов, но так и не смог раз­ме­же­вать­ся с ними на уров­не тер­ми­но­ло­гии, хотя и рабо­тал в этом направ­ле­нии (см. «Эко­но­ми­че­ские про­бле­мы соци­а­лиз­ма в СССР»). Имен­но это и поз­во­ли­ло марк­си­стам мимик­ри­ро­вать под боль­ше­ви­ков, что, в ито­ге, при­ве­ло СССР к краху. Тем не менее, вопрос поня­тий­но­го раз­ме­же­ва­ния остал­ся акту­аль­ным.

После того, как про­изо­шла сме­на логи­ки соци­аль­но­го пове­де­ния [ 2 ], нача­ла реа­ли­зо­вы­вать­ся тен­ден­ция, соглас­но кото­рой новый поня­тий­ный и тер­ми­но­ло­ги­че­ский аппа­рат, с боль­шой и посто­ян­но нарас­та­ю­щей долей веро­ят­но­сти, дол­жен был быть раз­ра­бо­тан в «народ­ных низах», что и про­изо­шло в Рос­сии в кон­це 80-х — нача­ле 90-х гг. XX века, когда была раз­ра­бо­та­на Рус­ская кон­цеп­ция гло­ба­ли­за­ции, объ­ем­лю­щая теку­щую («Запад­ную», по кото­рой гло­ба­ли­за­ция про­во­дит­ся уже боль­ше 3000 лет), кото­рая содер­жит новый поня­тий­но-тер­ми­но­ло­ги­че­ский аппа­рат, поз­во­ля­ю­щий боль­ше­виз­му раз и навсе­гда отме­же­вать­ся от мет­ро­ло­ги­че­ски несо­сто­я­тель­но­го марк­сиз­ма, что­бы реа­ли­зо­вать свою инте­граль­ную цель — само­дер­жа­вие наро­да.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Так что же ждёт Рос­сию и всю гло­баль­ную циви­ли­за­цию в буду­щем? Побе­дит ли и ляжет в осно­ву буду­щей еди­ной циви­ли­за­ции на Зем­ле один из –измов, или необ­хо­ди­мо что-то иное?

После сме­ны логи­ки соци­аль­но­го пове­де­ния в сере­ди­не XX века, тех­но­ло­гии в основ­ных отрас­лях, обес­пе­чи­ва­ю­щих под­дер­жа­ние жиз­не­де­я­тель­но­сти обще­ства, нача­ли обнов­лять­ся быст­рее био­ло­ги­че­ских поко­ле­ний вида «Чело­век Разум­ный», а по состо­я­нию на вто­рое деся­ти­ле­тие XXI века срок их жиз­ни состав­ля­ет око­ло 3—5 лет, что дела­ет пол­но­стью несо­сто­я­тель­ной как нау­ку, так и систе­му обра­зо­ва­ния, кото­рые были впол­не рабо­то­спо­соб­ны­ми до сере­ди­ны XX века.

Несо­сто­я­тель­но­сть эта про­яв­ля­ет­ся в том, что управ­лен­че­ские кад­ры, кото­рые гото­вит совре­мен­ная «запад­ная» систе­ма обра­зо­ва­ния, обра­зо­ва­тель­ные стан­дар­ты кото­рой выра­бо­та­ны ате­и­сти­че­ской нау­кой, в новой логи­ке соци­аль­но­го пове­де­ния не спо­соб­ны под­дер­жи­вать необ­хо­ди­мое каче­ство управ­ле­ния, кото­рое бы поз­во­ли­ло чело­ве­че­ству раз­ре­шить гло­баль­ный био­сфер­но-соци­аль­ный эко­ло­ги­че­ский кри­зис и в даль­ней­шем устой­чи­во и без­опас­но раз­ви­вать­ся в согла­сии с био­сфе­рой, при­ро­дой, ноосфе­рой пла­не­ты, кос­мо­сом и Богом. [ 3 ]

Основ­ны­ми при­чи­на­ми, по кото­рый управ­лен­цы не спо­соб­ны под­дер­жи­вать необ­хо­ди­мый для тако­го сце­на­рия уро­вень каче­ство управ­ле­ния, сле­ду­ю­щие:

  • дефек­тив­ная педа­го­ги­че­ская «нау­ка», резуль­та­том кото­рой явля­ет­ся вос­пи­та­ние в семье, а так­же в дет­ских садах и шко­лах инди­ви­дов, неспо­соб­ных во взрос­лой жиз­ни реа­ли­зо­вы­вать свой твор­че­ский потен­ци­ал воле­вым уси­ли­ем, под­чи­нён­ным дик­та­ту­ре сове­сти;
  • фак­то­ло­ги­че­ское обра­зо­ва­ние, не даю­щее пред­став­ле­ний о целост­но­сти мира и при­чин­но-след­ствен­но­сти все­го, что про­ис­хо­дит в нём.

Реше­ние ука­зан­ных про­блем, кото­рые меша­ют чело­ве­че­ству вой­ти в режим устой­чи­во­го и без­опас­но­го для себя и пла­не­ты раз­ви­тия, лежит в обла­сти осво­е­ния мето­до­ло­гии позна­ния и твор­че­ства. Толь­ко в слу­чае, если учё­ные научат­ся жить по-сове­сти, они смо­гут выра­бо­тать новые обще­об­ра­зо­ва­тель­ные стан­дар­ты, на осно­ве кото­рых будут сфор­ми­ро­ва­ны адек­ват­ные жиз­ни педа­го­ги­че­ская нау­ка и систе­ма обра­зо­ва­ния, кото­рые, в свою оче­редь, взрас­тят тех спе­ци­а­ли­стов, кото­рые, реа­ли­зуя свой чело­ве­че­ский потен­ци­ал в пол­ной мере, смо­гут решить про­бле­мы, уна­сле­до­ван­ные от пред­ков, и не созда­вать новых про­блем потом­кам.

Цель обще­ствен­но­го раз­ви­тия в нынеш­нюю эпо­ху — не постро­е­ние бес­клас­со­во­го обще­ства (на чём наста­и­вал марк­сизм), а постро­е­ние нрав­ствен­но-эти­че­ски одно­род­но­го обще­ства и соот­вет­ству­ю­щей куль­ту­ры, в кото­рой все бы дости­га­ли к нача­лу юно­сти вне зави­си­мо­сти от клас­со­вой при­над­леж­но­сти или ино­го соци­аль­но­го ста­ту­са осво­е­ния сво­е­го чело­ве­че­ско­го потен­ци­а­ла, необ­ра­ти­мо пере­хо­ди­ли бы к дей­стви­тель­но достой­но­му Чело­ве­ка с боль­шой бук­вы устрой­ства соб­ствен­ной пси­хи­ки и на этой осно­ве раз­ви­ва­ли бы свою позна­ва­тель­но-твор­че­скую дея­тель­но­сть.

В резуль­та­те это­го чело­ве­че­ство смо­жет пре­об­ра­зить­ся, постро­ив спра­вед­ли­вое обще­ство на Зем­ле уси­ли­я­ми самих людей, руко­во­ди­мых сове­стью, и тем самым вопло­тит в жиз­нь иде­а­лы боль­ше­виз­ма.

Но для того, что­бы это пре­об­ра­же­ние свер­ши­лось, каж­дый дол­жен задать себе вопрос: «А како­ва моя роль в этом пре­об­ра­же­нии?» Ответ на этот вопрос инди­вид может полу­чить посред­ством сво­ей сове­сти и вме­сте с тем — будучи вни­ма­тель­ным к тому, что с ним про­ис­хо­дит при его дви­же­нии по жиз­ни. После того, как ответ полу­чен, оста­ёт­ся толь­ко одно — дей­ство­вать воле­вым поряд­ком, при необ­хо­ди­мо­сти кор­рек­ти­руя курс сво­е­го дви­же­ния с помо­щью все­ве­ду­ще­го голо­са сове­сти.