Натуральные цвета дореволюционной России

Сергей Михайлович Прокудин-Горский
Сергей Михайлович Прокудин-Горский

Исто­рия 10 сним­ков послед­не­го хро­ни­ке­ра Рос­сий­ской импе­рии Сер­гея Про­ку­ди­на-Гор­ско­го

Неве­ро­ят­ная ярко­сть кра­сок, све­же­сть цве­та и точ­но­сть дета­лей — то, что пора­жа­ет при взгля­де на сним­ки, сде­лан­ные Сер­ге­ем Про­ку­ди­ным-Гор­ским.

Слож­но пове­рить, что эти кад­ры сня­ты рус­ским фото­гра­фом в самом нача­ле ХХ века — каче­ство этих изоб­ра­же­ний и точ­но­сть, с кото­рой они вос­про­из­ве­ли жиз­нь, пре­вос­хо­дят мно­гие сним­ки, сде­лан­ные на совре­мен­ном обо­ру­до­ва­нии.

Сво­ей зада­чей изоб­ре­та­тель, педа­гог, уче­ный, обу­чав­ший­ся химии у Дмит­рия Мен­де­ле­е­ва, а живо­пи­си — в Импе­ра­тор­ской Ака­де­мии худо­же­ств, Сер­гей Про­ку­дин-Гор­ский видел фик­са­цию жиз­ни Рос­сии в истин­ном цве­те. С 1903 по 1916 год он соста­вил «Кол­лек­цию досто­при­ме­ча­тель­но­стей Рос­сий­ской импе­рии» — уни­каль­ное круп­ней­шее собра­ние цвет­ных фото­сним­ков.

Сер­гея Про­ку­ди­на-Гор­ско­го часто назы­ва­ют отцом цвет­ной фото­гра­фии. Но это лишь один из рас­про­стра­нен­ных мифов о выда­ю­щем­ся уче­ном. Пер­вый цвет­ной фото­сни­мок в мире был сде­лан в 1861 году — за два года до рож­де­ния рус­ско­го уче­но­го. Заслу­га же Про­ку­ди­на-Гор­ско­го состо­ит в том, что он пере­нес эту тех­но­ло­гию в Рос­сию, усо­вер­шен­ство­вал рецеп­ту­ру сен­си­би­ли­за­то­ров и в несколь­ко раз сокра­тил вре­мя про­цес­са съем­ки.

Не слу­чай­но имен­но Про­ку­дин-Гор­ский счи­та­ет­ся не толь­ко пио­не­ром рус­ской цвет­ной фото­гра­фии, но и авто­ром тер­ми­на «роди­но­ве­де­ние». Фото­граф пред­по­ла­гал исполь­зо­вать свое собра­ние для про­све­ще­ния — уста­но­вить в каж­дой шко­ле и гим­на­зии Рос­сии про­ек­тор, что­бы пока­зы­вать под­рас­та­ю­ще­му поко­ле­нию богат­ство и кра­со­ту род­ной стра­ны. Новый пред­мет дол­жен был полу­чить назва­ние «роди­но­ве­де­ние». Эти уро­ки так и не были вве­де­ны в шко­лах цар­ской Рос­сии — рево­лю­ция 1917 года поме­ша­ла замыслу. А сам уче­ный эми­гри­ро­вал в 1918 году, узнав о рас­стре­ле цар­ской семьи, и послед­ние годы сво­ей жиз­ни про­вел во Фран­ции.

Одна­ко в 2001 году урок роди­но­ве­де­ния от неко­гда зна­ме­ни­то­го сооте­че­ствен­ни­ка полу­чи­ли совре­мен­ные жите­ли Рос­сии, когда Биб­лио­те­ка Кон­грес­са США выло­жи­ла его кол­лек­цию в откры­тый доступ.

30 авгу­ста испол­ня­ет­ся 155 лет со дня рож­де­ния Сер­гея Михай­ло­ви­ча Про­ку­ди­на-Гор­ско­го. С помо­щью пер­во­го био­гра­фа фото­гра­фа и веду­ще­го спе­ци­а­ли­ста по его твор­че­ству Свет­ла­ны Гара­ни­ной и осно­ва­те­ля Музея С.М. Про­ку­ди­на-Гор­ско­го Васи­лия Дрю­чи­на мы реши­ли рас­ска­зать о Про­ку­ди­не-Гор­ском и его дея­тель­но­сти через деся­ть сним­ков.

Портрет Льва Николаевича Толстого, 1908 год

Един­ствен­ный цвет­ной порт­рет Льва Тол­сто­го отно­сит­ся к числу самых цен­ных и извест­ных фото­гра­фий Про­ку­ди­на-Гор­ско­го. Сни­мок сде­лан 23 мая 1908 года, неза­дол­го до 80-летия писа­те­ля. В нача­ле меся­ца Про­ку­дин-Гор­ский — к тому вре­ме­ни авто­ри­тет­ный уче­ный, широ­ко извест­ный и в Рос­сии, и за рубе­жом, — напи­сал Льву Тол­сто­му пись­мо с пред­ло­же­ни­ем сде­лать его цвет­ной фото­порт­рет. Раз­ре­ше­ние на при­езд было полу­че­но. В Ясной Поля­не Сер­гей Про­ку­дин-Гор­ский про­вел два-три дня и сде­лал несколь­ко фото­гра­фий Льва Тол­сто­го и его име­ния. Одна­ко боль­шая часть ори­ги­на­лов этой серии была утра­че­на. Цве­то­де­лён­ные нега­ти­вы сде­лан­ных Про­ку­ди­ным-Гор­ским порт­ре­тов Льва Тол­сто­го не най­де­ны. Этот порт­рет вос­про­из­ве­ден с автор­ско­го лито­граф­ско­го оттис­ка.

Рестав­ра­тор: Вяче­слав Рат­ни­ков

В Ясной Поля­не Сер­гей Про­ку­дин-Гор­ский про­вел два-три дня и сде­лал несколь­ко фото­гра­фий Льва Тол­сто­го и его име­ния. Одна­ко боль­шая часть ори­ги­на­лов этой серии была утра­че­на. Цве­то­де­лён­ные нега­ти­вы сде­лан­ных Про­ку­ди­ным-Гор­ским порт­ре­тов Льва Тол­сто­го не най­де­ны. Этот порт­рет вос­про­из­ве­ден с автор­ско­го лито­граф­ско­го оттис­ка.

«Вслед­ствие край­не невы­год­но­го поло­же­ния мест­но­сти для фото­гра­фи­ро­ва­ния, оно было сде­ла­но в саду, в тени, пада­ю­щей от дома, при­чем зад­ний план был ярко осве­щен солн­цем. Фото­гра­фи­ро­ва­ние про­из­ве­де­но в пять с поло­ви­ною часов вече­ра, тот­час после вер­хо­вой про­гул­ки Льва Нико­ла­е­ви­ча. <…> В печа­ти порт­рет вос­про­из­ве­ден без вся­ких попра­вок и при­крас, что­бы сохра­нить всю цен­но­сть под­лин­но­сти вос­про­из­ве­де­ния», — писал Про­ку­дин-Гор­ский.

Эту замет­ку рус­ско­го фото­гра­фа-худож­ни­ка «К юби­лей­но­му порт­ре­ту Гр. Л.Н. Тол­сто­го» в Цен­траль­ном госу­дар­ствен­ном исто­ри­че­ском архи­ве Ленин­гра­да нашла быв­шая в то вре­мя аспи­рант­кой Мос­ков­ско­го госу­дар­ствен­но­го инсти­ту­та куль­ту­ры, а ныне веду­щий спе­ци­а­ли­ст по твор­че­ству Сер­гея Про­ку­ди­на-Гор­ско­го Свет­ла­на Гара­ни­на. В 1970 году и замет­ка, и фото­порт­рет Льва Тол­сто­го были опуб­ли­ко­ва­ны в номе­ре жур­на­ла «Нау­ка и жиз­нь».

Лицо очень доб­ро­душ­ное — лицо хоро­ше­го рус­ско­го кре­стья­ни­на сред­ней поло­сы.

Сло­вом, внеш­но­сть не пред­став­ля­ла чего-либо пора­жа­ю­ще­го, пока вы близ­ко не виде­ли глаз Тол­сто­го. Вот тут толь­ко сра­зу чув­ство­ва­лось нечто необыч­ное, ста­но­ви­лось ясно, что перед вами не обык­но­вен­ный чело­век. Гла­за Тол­сто­го сине-голу­бые, глу­бо­ко сидя­щие, вдум­чи­вые, тот­час же изу­ча­ю­щие вас и, как гла­за вели­ко­го пси­хо­ло­га, сей­час же вно­ся­щие вас к той или иной кате­го­рии людей.

Чув­ство­ва­лось, что соот­вет­ствен­но это­му опре­де­ле­нию и все даль­ней­шее обще­ние с вами будет таким, как все ваше суще­ство того заслу­жи­ва­ет

— Вос­по­ми­на­ния Сер­гея Про­ку­ди­на-Гор­ско­го

Обед на покосе, 1909 год

Отправ­ля­ясь в свои экс­пе­ди­ции по Рос­сии, Сер­гей Про­ку­дин-Гор­ский хотел зафик­си­ро­вать жиз­нь глу­бин­ки, в том числе для горо­жан, что­бы они пони­ма­ли кра­со­ту и мно­го­об­ра­зие род­ной стра­ны. Как и мно­гие рус­ские интел­ли­ген­ты, иссле­до­ва­тель счи­тал, что хра­ни­те­лем рус­ской само­быт­но­сти, укла­да и осно­вы Рос­сии явля­ют­ся кре­стья­не.

Рестав­ра­то­ры: Кон­стан­тин и Вла­ди­мир Хода­ков­ские

Этот сни­мок сде­лан пред­по­ло­жи­тель­но в июне 1909 года на бере­гу реки Шекс­на воз­ле Чере­пов­ца, сама мест­но­сть в 1941–1947 годах была затоп­ле­на Рыбин­ским водо­хра­ни­ли­щем. Сни­мок пока­зы­ва­ет, что Про­ку­дин-Гор­ский под­хо­дил к про­цес­су как худож­ник, пере­да­ю­щий живо­пис­ный образ кре­стьян.

«По неко­то­рым дан­ным, репро­дук­ция имен­но это­го сним­ка висе­ла в ком­на­те Про­ку­ди­на-Гор­ско­го до самой его кон­чи­ны в Пари­же», — рас­ска­зал Васи­лий Дрю­чин.

Деся­ть лет, поми­мо чистой науч­ной обла­сти по фото­хи­мии, я тру­дил­ся над поста­нов­кой цвет­но­го дела в Рос­сии. До сих пор все дела­лось исклю­чи­тель­но за гра­ни­цею, а тепе­рь и мы пош­ли впе­ред. Было труд­но осо­бен­но пото­му, что я един­ствен­ный рус­ский, рабо­та­ю­щий в этой обла­сти, и все меры при­ни­ма­лись, что­бы заду­шить меня, но не вышло

— Из пись­ма Сер­гея Про­ку­ди­на-Гор­ско­го Льву Тол­сто­му

Крестьянские девушки, 1909 год

Порт­рет кре­стьян­ских деву­шек в цве­та­стых сара­фа­нах, дер­жа­щих в руках яго­ды, — один из самых ярких и извест­ных сним­ков из этно­гра­фи­че­ской серии фото­гра­фий кре­стьян на бере­гу реки Шекс­на. Сни­мок сде­лан в дерев­не Топор­ня.

Рестав­ра­тор: Сер­гей Сверд­лов

Фраг­мент имен­но этой фото­гра­фии выбран для оформ­ле­ния раз­де­ла сай­та Биб­лио­те­ки Кон­грес­са США, где раз­ме­ще­ны мате­ри­а­лы кол­лек­ции Про­ку­ди­на-Гор­ско­го.

Один из сек­ре­тов того, что фото­гра­фии Про­ку­ди­на-Гор­ско­го бук­валь­но напол­не­ны жиз­нью, заклю­чал­ся в том, что он сокра­тил вре­мя выдерж­ки про­цес­са фото­гра­фи­ро­ва­ния до 1–3 секунд. До него моде­лям при­хо­ди­лось сидеть непо­движ­но око­ло 15 секунд. Отсю­да — есте­ствен­но­сть и реа­ли­стич­но­сть людей и пред­ме­тов на сним­ках Про­ку­ди­на-Гор­ско­го.

Мугань. Семья поселенца, предположительно 1912 год

Что­бы зафик­си­ро­вать обра­зы рус­ских кре­стьян, Про­ку­дин-Гор­ский выез­жал не толь­ко в ближ­ние губер­нии, но и на дале­кие окра­и­ны импе­рии. Сни­мок «Семья посе­лен­ца. Пос. Гра­фов­ка» отно­сит­ся к этой серии. Он сде­лан в рус­ском посе­ле­нии Муга­нь Бакин­ской губер­нии (тер­ри­то­рия совре­мен­но­го Азер­бай­джа­на).

Рестав­ра­ция: WalterStudio, 2000–2001 (Биб­лио­те­ка Кон­грес­са США)

Цар­ское пра­ви­тель­ство нача­ло актив­но засе­лять Южный Кав­каз с сере­ди­ны XIX века. Зна­чи­тель­ную часть пере­се­лен­цев состав­ля­ли рус­ские кре­стья­не, испо­ве­до­вав­шие дис­си­дент­ские взгля­ды, — моло­ка­не, ста­ро­об­ряд­цы, духо­бо­ры, суб­бот­ни­ки и др. В Бакин­скую губер­нию их пере­се­ля­ли целы­ми общи­на­ми за веро­от­ступ­ни­че­ство. Одним из аре­а­лов засе­ле­ния рус­ски­ми ста­ла Муга­нь. Про­ку­дин-Гор­ский фик­си­ро­вал исто­ри­че­ский про­цесс этой коло­ни­за­ции. На сним­ке — рус­ские пере­се­лен­цы-моло­ка­не.

Эта фото­гра­фия укра­си­ла облож­ку пер­во­го изда­ния, посвя­щен­но­го Про­ку­ди­ну-Гор­ско­му, аль­бо­ма Олсха­у­за «Фото­гра­фии для царя» (Нью-Йорк, 1980 год).

Неизвестная на веранде в Лугано, 1908 год

Слож­но­сть для иссле­до­ва­те­лей твор­че­ства Про­ку­ди­на-Гор­ско­го заклю­ча­ет­ся в том, что про­фес­сор не опи­сы­вал подроб­но лока­ции и обсто­я­тель­ства сво­их съе­мок. Неко­то­ры­ми исто­ри­я­ми он делил­ся в жур­на­ле «Фото­граф-люби­тель», глав­ным редак­то­ром кото­ро­го он стал в 1906 году. Самое подроб­ное опи­са­ние — это съем­ка Льва Тол­сто­го в Ясной Поля­не. Обсто­я­тель­ства и исто­рии созда­ния дру­гих фото­гра­фий соби­ра­ют­ся по кру­пи­цам.

Одна из самых зага­доч­ных частей кол­лек­ции Про­ку­ди­на-Гор­ско­го — фото­гра­фии пред­ста­ви­тель­ниц дво­рян­ско­го сосло­вия. Иссле­до­ва­те­ли его твор­че­ства, несмот­ря на годы поис­ков, до сих пор не смо­гли точ­но опре­де­лить их име­на.

Рестав­ра­ция: Ста­ни­слав Пусто­вит

Этот фото­порт­рет сде­лан на тер­ра­се оте­ля воз­ле желез­но­до­рож­но­го вок­за­ла в Луга­но (Швей­ца­рия). По дан­ным Васи­лия Дрю­чи­на, в Луга­но Про­ку­дин-Гор­ский при­е­хал в гости к быв­ше­му редак­то­ру жур­на­ла «Фото­граф-люби­тель» Адри­а­ну Лав­ро­ву. «Есть раз­ные пред­по­ло­же­ния, кто изоб­ра­жен на сним­ке, но ни одно из них не под­твер­ди­лось на сто про­цен­тов», — рас­ска­зал Васи­лий Дрю­чин. По одной из вер­сий, на сним­ке может быть изоб­ра­же­на стар­шая дочь Про­ку­ди­на-Гор­ско­го Ека­те­ри­на, на тот момент ей было 15 лет. Одна­ко род­ной сын Ека­те­ри­ны, ныне покой­ный Дмит­рий Све­чин, не при­знал в незна­ком­ке свою мать.

Группа участников железнодорожной постройки, 1916 год

Неиз­вест­ны­ми оста­ют­ся и запе­чат­лен­ные участ­ни­ки стро­и­тель­ства Мур­ман­ской желез­ной доро­ги. Несмот­ря на мно­го­лет­ние уси­лия, иссле­до­ва­те­ли уста­но­ви­ли толь­ко одно­го чело­ве­ка на сним­ке — глав­ный врач Сер­гей Сереб­рен­ни­ков (сле­ва в сером костю­ме).

Рестав­ра­то­ры: Кон­стан­тин и Вла­ди­мир Хода­ков­ские

Во вре­мя Пер­вой миро­вой вой­ны, летом 1916 года, Про­ку­дин-Гор­ский совер­шил свою послед­нюю фото­экс­пе­ди­цию на стро­и­тель­ство участ­ка Мур­ман­ской желез­ной доро­ги. Доро­га нача­ла стро­ить­ся в спеш­ке, пред­по­ла­га­лось, что она изме­нит ход вой­ны.

Сни­мок сде­лан на при­ча­ле в посел­ке Кемь-При­ста­нь (Кем­ский рай­он, Каре­лия). На нем — груп­па граж­дан­ских инже­не­ров, рабо­тав­ших на стро­и­тель­стве Мур­ман­ской желез­ной доро­ги. Они сидят на недо­стро­ен­ном глу­бо­ко­вод­ном при­ча­ле, к кото­ро­му ско­ро долж­ны начать швар­то­вать­ся кораб­ли стран-союз­ни­ков с ору­жи­ем и бое­при­па­са­ми. Тогда еще ник­то не мог пред­ста­вить, что через несколь­ко лет, в 1920-х, с это­го при­ча­ла паро­хо­ды будут уво­зить людей в Соло­вец­кий лагерь осо­бо­го назна­че­ния.

Эмир Бухарский, 1911 год

Фик­си­руя жиз­нь Рос­сий­ской импе­рии, Про­ку­дин-Гор­ский совер­шил несколь­ко поез­док по Цен­траль­ной Азии. «В янва­ре 1907 года он со сво­и­ми помощ­ни­ка­ми едет в Самар­канд, что­бы снять сол­неч­ное затме­ние, — рас­ска­за­ла Свет­ла­на Гара­ни­на. — С пого­дой не повез­ло, но вре­ме­ни они не теря­ли и отпра­ви­лись сни­мать архи­тек­ту­ру горо­да. Это име­ло огром­ное зна­че­ние для куль­ту­ры. В октяб­ре слу­чи­лось зем­ле­тря­се­ние, хра­мы погиб­ли. Памят­ни­ки Самар­кан­да в цве­те сохра­ни­лись на сним­ках Про­ку­ди­на-Гор­ско­го. Сей­час в Сред­ней Азии его имя извест­но луч­ше, чем у нас».

Этот сни­мок сде­лан в 1911 году во вре­мя поезд­ки в Буха­ру, кото­рая в те годы была вас­саль­ным госу­дар­ством Рос­сий­ской импе­рии. На нем — Сей­ид Мир Мухам­мед Алим-хан, эмир Бухар­ский (взо­шел на пре­стол в 1910 году).

Рестав­ра­тор: WalterStudio, 2000–2001 (Биб­лио­те­ка Кон­грес­са США)

Для исто­рии фото­гра­фии этот сни­мок ценен тем, что демон­стри­ру­ет высо­чай­ший уро­вень тех­но­ло­гии Про­ку­ди­на-Гор­ско­го в пере­да­че цве­та.

Фото­граф исполь­зо­вал тех­но­ло­гию, осно­ван­ную на иссле­до­ва­ни­ях англи­ча­ни­на Джейм­са Макс­вел­ла и фран­цу­за Луи Артю­ра Дюко дю Оро­на, запа­тен­то­вав­ше­го метод трой­но­го цве­то­де­ле­ния. В 1902 году Сер­гей Про­ку­дин-Гор­ский обу­чал­ся в фото­ме­ха­ни­че­ской шко­ле в Гер­ма­нии у про­фес­со­ра Адоль­фа Мите, кото­рый скон­стру­и­ро­вал фото­ка­ме­ру для трех­цвет­ной съем­ки и про­ек­тор для пока­за цвет­ных сним­ков.

Метод заклю­ча­ет­ся в том, что цвет­ной пред­мет сни­ма­ет­ся на чер­но-белую стек­лян­ную пла­сти­ну с одной точ­ки через три све­то­филь­тра — синий, зеле­ный и крас­ный.

Попыт­ки повы­сить чув­стви­тель­но­сть пла­сти­нок к цвет­ным лучам дела­лись раз­ны­ми уче­ны­ми срав­ни­тель­но дав­но, но полу­чить впол­не рав­но­мер­ную чув­стви­тель­но­сть ко всем спек­траль­ным лучам — не уда­ва­лось. После мно­гих лет рабо­ты я нашел спо­соб при­го­то­вить бро­ми­стое серебро не толь­ко с рав­но­мер­ною, но и с очень высо­кою общей чув­стви­тель­но­стью, что дает воз­мож­но­сть при­сту­пить к рабо­те по кон­стру­и­ро­ва­нию кине­ма­то­гра­фа в нату­раль­ных цве­тах

— Из выступ­ле­ния Сер­гея Про­ку­ди­на-Гор­ско­го

на Все­рос­сий­ском съез­де худож­ни­ков в Пет­ро­гра­де
4 янва­ря 1912 года

«Одно из этих трех сте­кол про­пус­ка­ет все крас­ные, оран­же­вые и жел­тые лучи спек­тра, задер­жи­вая все осталь­ные; дру­гое про­пус­ка­ет все зеле­ные лучи и задер­жи­ва­ет все осталь­ные; тре­тье про­пус­ка­ет голу­бые, синие и фио­ле­то­вые лучи, но не про­пус­ка­ет осталь­ных», — объ­яс­нял сам Про­ку­дин-Гор­ский. Затем пози­ти­вы про­смат­ри­ва­лись через про­ек­тор с тре­мя объ­ек­ти­ва­ми. Каж­дый кадр про­еци­ро­вал­ся через све­то­филь­тр соот­вет­ству­ю­ще­го цве­та. Сло­же­ние трех изоб­ра­же­ний очень точ­но вос­про­из­во­ди­ло цвет объ­ек­та.

Вме­сте с трой­ным цве­то­де­ле­ни­ем в Евро­пе и в Рос­сии актив­но раз­ви­ва­лась дру­гая мето­ди­ка цвет­ной съем­ки — авто­хром, кото­рую в 1904 году запа­тен­то­ва­ли бра­тья Люмьер. Про­ку­дин-Гор­ский иссле­до­вал фото­пла­стин­ки бра­тьев Люмьер после нача­ла их мас­со­во­го выпус­ка в 1907 году. В резуль­та­те рус­ский фото­граф пред­по­чел слож­ную тех­но­ло­гию после­до­ва­тель­ных экс­по­зи­ций с помо­щью фото­ап­па­ра­та Мите. Авто­хром силь­но усту­пал по каче­ству цве­то­пе­ре­да­чи и давал зер­ни­стую кар­тин­ку. Одна­ко имен­но эта тех­но­ло­гия нашла широ­кое рас­про­стра­не­ние из-за более про­сто­го про­цес­са фото­гра­фи­ро­ва­ния. После Про­ку­ди­на-Гор­ско­го в Рос­сии цвет­ная фото­гра­фия с помо­щью трой­но­го цве­то­де­ле­ния не полу­чи­ла раз­ви­тия.

Вид монастыря преподобного Нила Столбенского, 1910 год

На сним­ке — Бого­яв­лен­ский собор Нило­вой пусты­ни на озе­ре Сели­гер. В каче­стве точ­ки для съем­ки Про­ку­дин-Гор­ский выбрал полу­ост­ров Свет­ли­ца.

Рестав­ра­ция: WalterStudio, 2000–2001 (Биб­лио­те­ка Кон­грес­са США)

Мона­сты­рь Нило­ва пусты­нь был осно­ван на ост­ро­ве Столб­ный в кон­це XVI века. Он был широ­ко изве­стен по всей Рос­сии как одно из наи­бо­лее посе­ща­е­мых палом­ни­ка­ми свя­тых мест. На фото­гра­фи­ях Про­ку­ди­на-Гор­ско­го запе­чат­ле­на та архи­тек­ту­ра мона­сты­ря, кото­рая сло­жи­лась к сере­ди­не XIX века.

Зда­ние постра­да­ло в годы совет­ской вла­сти, а внут­рен­нее убран­ство Бого­яв­лен­ско­го собо­ра, каким запе­чат­лел его Про­ку­дин-Гор­ский, прак­ти­че­ски пол­но­стью утра­че­но.

Этот сни­мок стал эмбле­мой орга­ни­зо­ван­ной в 2001 году Биб­лио­те­кой Кон­грес­са США выстав­ки «Импе­рия, кото­рой была Рос­сия» — имен­но с нее нача­лось про­буж­де­ние инте­ре­са к насле­дию рус­ско­го фото­гра­фа.

Церковь во имя Рождества Христова в Крохине, 1909 год

Фото­гра­фию хра­ма Рож­де­ства Хри­сто­ва в Кро­хи­не (Бело­зер­ский рай­он Воло­год­ской обла­сти) Сер­гей Про­ку­дин-Гор­ский сде­лал в 1909 году. В том же году в жиз­ни Про­ку­ди­на-Гор­ско­го и в раз­ви­тии его дела про­изо­шло важ­ное собы­тие — уче­ный полу­чил пред­ло­же­ние пред­ста­вить свои фото­сним­ки госу­да­рю Нико­лаю II.

Рестав­ра­тор: Юрий Ката­нов

Судь­бо­нос­ный для кол­лек­ции Про­ку­ди­на-Гор­ско­го показ состо­ял­ся 3 мая в Цар­ском Селе. «Ров­но в поло­ви­ну девя­то­го дежур­ный араб (В руко­пи­си, ско­рее все­го, допу­ще­на опе­чат­ка. Име­ет­ся в виду арап — прим. ТАСС) воз­ве­стил: «Их Импе­ра­тор­ские Вели­че­ства» и в залу вош­ли Госу­дарь, Госу­да­ры­ня со стар­ши­ми дочерь­ми и при­бли­жен­ные сви­ты. После пер­вой же кар­ти­ны, когда я услы­хал одоб­ри­тель­ный шопот Госу­да­ря, я уже был уве­рен в успе­хе, так как про­грам­ма была подо­бра­на мною в воз­рас­та­ю­щем по эффект­но­сти поряд­ке» (Орфо­гра­фия и пунк­ту­а­ция ори­ги­на­лы сохра­не­ны — прим. ТАСС), — вспо­ми­нал Про­ку­дин-Гор­ский во вступ­ле­нии к сво­им мему­а­рам, дати­ро­ван­ном 1932 годом (орфо­гра­фия и пунк­ту­а­ция авто­ра сохра­не­ны). После это­го фото­граф полу­чил офи­ци­аль­ную под­держ­ку доку­мен­ти­ро­ва­ния Рос­сий­ской импе­рии. Заклю­ча­лась она в сле­ду­ю­щем: Про­ку­ди­ну-Гор­ско­му были предо­став­ле­ны спе­ци­аль­но обо­ру­до­ван­ный желез­но­до­рож­ный вагон и неболь­шой паро­ход, так­же цар­ская кан­це­ля­рия выда­ла доку­мен­ты, кото­рые дава­ли ему раз­ре­ше­ние на съем­ки всех тер­ри­то­рий импе­рии. Все осталь­ные рас­хо­ды на тех­ни­ку и содер­жа­ние экс­пе­ди­ции Про­ку­дин-Гор­ский по-преж­не­му опла­чи­вал из соб­ствен­ных сред­ств, осо­зна­вая зна­че­ние сво­е­го дела для совре­мен­ни­ков и для буду­щих поко­ле­ний.

Сей­час села Кро­хи­на не суще­ству­ет, оно затоп­ле­но в 1961 году при напол­не­нии Шекс­нин­ско­го водо­хра­ни­ли­ща. Из воды высту­па­ют таю­щие с каж­дым годом раз­ва­ли­ны белых стен. Это то, что оста­лось от церк­ви Рож­де­ства Хри­сто­ва.

Рабо­та моя про­из­во­дит­ся с соиз­во­ле­ния Госу­да­ря Импе­ра­то­ра уже четы­ре года. Я езжу по всей Рос­сии и делаю сним­ки, руко­вод­ству­ясь ука­за­ни­я­ми и этно­гра­фов, и худож­ни­ков, и глав­ным обра­зом мест­ных людей, кото­рые зна­ют свое место боль­ше, чем кто-либо; я вос­про­из­во­жу все древ­нее, все инте­рес­ное в том или ином отно­ше­нии. Рабо­та длит­ся 7–8 меся­цев в году под­ряд. Для это­го я имею неко­то­рые удоб­ства, в смысле путе­ше­ствия. Цель моей рабо­ты — дать воз­мож­но­сть нагляд­ным обу­че­ни­ем шко­ле и наро­ду озна­ко­мить­ся со сво­им госу­дар­ством, — знать его про­мыш­лен­но­сть, кустар­ную и в широ­ком смысле, — народ­но­сти и т.д. Понят­но, зна­ние сво­ей роди­ны — это пер­вая зада­ча каж­до­го живу­ще­го в госу­дар­стве чело­ве­ка

— Из выступ­ле­ния Сер­гея Про­ку­ди­на-Гор­ско­го

на Все­рос­сий­ском съез­де худож­ни­ков в Пет­ро­гра­де
4 янва­ря 1912 года

Сергей Прокудин-Горский и его помощник Николай Селиванов во время съемки, предположительно 1909 год

До недав­не­го вре­ме­ни счи­та­лось, что сним­ков, где изоб­ра­жен сам Про­ку­дин-Гор­ский в про­цес­се съе­мок, не сохра­ни­лось. Одна­ко в 2017 году внуч­ка его помощ­ни­ка Нико­лая Сели­ва­но­ва Ири­на Эпш­тейн пере­да­ла в Музей Про­ку­ди­на-Гор­ско­го мате­ри­а­лы семей­но­го архи­ва — доку­мен­ты и фото­гра­фии, где запе­чат­лен мастер со сво­им окру­же­ни­ем.

Пред­по­ла­га­ет­ся, что этот сни­мок сде­лан на бере­гу реки Шекс­на. Ско­рее все­го, на нем запе­чат­лен про­цесс съем­ки фото­гра­фии «Обед на поко­се». Рядом с Сер­ге­ем Михай­ло­ви­чем — 16-лет­ний под­ро­сток в кеп­ке. Это и есть глав­ный помощ­ник масте­ра Нико­лай Сели­ва­нов (1892–1957). В 1908 году он вме­сте с сыном Про­ку­ди­на-Гор­ско­го Дмит­ри­ем сопро­вож­дал фото­гра­фа в Ясную Поля­ну для съе­мок Льва Тол­сто­го. Далее участ­во­вал во мно­гих экс­пе­ди­ци­ях Про­ку­ди­на-Гор­ско­го и до кон­ца жиз­ни рабо­тал в Госу­дар­ствен­ном опти­че­ском инсти­ту­те в Ленин­гра­де. Эта фото­гра­фия впер­вые была пред­став­ле­на на выстав­ке «Неиз­вест­ный Про­ку­дин-Гор­ский» в 2017 году в Музее совре­мен­ной исто­рии Рос­сии.

Сер­гей Про­ку­дин-Гор­ский с помощ­ни­ком

Иро­ния вре­ме­ни в том, что чело­век, всю жиз­нь стре­мя­щий­ся ухва­тить и зафик­си­ро­вать его, ока­зал­ся на дол­гие годы забыт на роди­не. Нахо­дя­щи­е­ся в эми­гра­ции род­ные Сер­гея Про­ку­ди­на-Гор­ско­го в 1948 году были вынуж­де­ны про­дать кол­лек­цию Биб­лио­те­ке Кон­грес­са США: ска­за­лись слож­ное поло­же­ние рус­ских эми­гран­тов в Пари­же и отсут­ствие усло­вий, необ­хо­ди­мых для сохра­не­ния кол­лек­ции. Лишь в нача­ле 2000-х в Рос­сии имя Про­ку­ди­на-Гор­ско­го вно­вь нача­ло при­об­ре­тать извест­но­сть.

Впро­чем, гово­рить, что его насле­дие оце­не­но в пол­ной мере, пока рано. На тер­ри­то­рии Рос­сии пока нет ни одной мемо­ри­аль­ной дос­ки, посвя­щен­ной Про­ку­ди­ну-Гор­ско­му, — ни в Санкт-Петер­бур­ге, где нахо­ди­лись квар­ти­ра и типо­гра­фия иссле­до­ва­те­ля, ни в Кир­жа­че, непо­да­ле­ку от кото­ро­го он родил­ся. Память о нем под­дер­жи­ва­ет­ся энту­зи­а­ста­ми. В 2016 году по ини­ци­а­ти­ве Васи­лия Дрю­чи­на, учи­те­ля инфор­ма­ти­ки и иссле­до­ва­те­ля твор­че­ства фото­гра­фа, был открыт Музей Про­ку­ди­на-Гор­ско­го в госу­дар­ствен­ной обще­об­ра­зо­ва­тель­ной шко­ле Моск­вы «Рома­нов­ская шко­ла».

Да и само твор­че­ство Про­ку­ди­на-Гор­ско­го еще ждет новых иссле­до­ва­те­лей. «Очень труд­но най­ти инфор­ма­цию о Про­ку­ди­не-Гор­ском в архи­вах, — гово­рит Васи­лий Дрю­чин. — Напри­мер, во Вла­ди­мир­ском архи­ве хра­нят­ся кре­стиль­ные кни­ги, но ров­но за год, когда родил­ся Про­ку­дин-Гор­ский, кни­ги нет. Так почти во всем, когда дело каса­ет­ся доку­мен­тов о нем».

Загад­кой до сих пор оста­ет­ся, каким обра­зом Про­ку­дин-Гор­ский вывез кол­лек­цию во Фран­ции. 1902 стек­лян­ные пла­сти­ны, кото­рые он вывез за гра­ни­цу, зани­ма­ли два товар­ных ваго­на. «Как писал сам Про­ку­дин-Гор­ский в мему­а­рах, кол­лек­цию он вывез «бла­го­да­ря бла­го­по­луч­но­му сте­че­нию обсто­я­тель­ств», — гово­рит Дрю­чин. — Ника­кой инфор­ма­ции в архи­вах МВД и МИД, по нашим дан­ным, не сохра­ни­лось. Как буд­то кто-то за ним под­чи­щал эти дан­ные».

Вся кол­лек­ция Про­ку­ди­на-Гор­ско­го насчи­ты­ва­ла око­ло 3,5 тыс. сним­ков. В Биб­лио­те­ке Кон­грес­са США хра­нят­ся 1902 из них. Судь­ба дру­гих нега­ти­вов неиз­вест­на. По вос­по­ми­на­ни­ям род­ствен­ни­ков Про­ку­ди­на-Гор­ско­го, самую цен­ную часть сво­их фото­гра­фий он спря­тал перед эми­гра­ци­ей в Рос­сии, оче­вид­но, сре­ди них были ори­ги­на­лы сним­ков Льва Тол­сто­го и цар­ской семьи. «Ско­рее все­го, ниче­го, что оста­лось в Рос­сии из собра­ния Про­ку­ди­на-Гор­ско­го, не уце­ле­ло. Он мог спря­тать часть кол­лек­ции на даче под Лугой. В годы вой­ны там про­хо­дил Луж­ский рубеж, сохра­нить­ся там ниче­го не могло», — отме­ти­ла Свет­ла­на Гара­ни­на.

Одна­ко отче­го-то хочет­ся думать, что вре­мя пре­под­не­сет пода­рок тому, кто посвя­тил Сер­гею Михай­ло­ви­чу свою жиз­нь и в био­гра­фии Про­ку­ди­на-Гор­ско­го не оста­нет­ся ни одно­го бело­го пят­на, а исто­рия его насле­дия пред­ста­нет в той же чет­ко­сти, с кото­рой он сумел пере­дать нам жиз­нь и атмо­сфе­ру утра­чен­ной Рос­сий­ской импе­рии.

Бла­го­да­рим за помо­щь в созда­нии мате­ри­а­ла кан­ди­да­та педа­го­ги­че­ских наук, про­фес­со­ра-доцен­та Свет­ла­ну Гара­ни­ну, осно­ва­те­ля Музея С.М. Про­ку­ди­на-Гор­ско­го Васи­лия Дрю­чи­на.

Источ­ник фото­ма­те­ри­а­лов: Биб­лио­те­ка Кон­грес­са США

Отре­ста­ври­ро­ван­ные сним­ки предо­став­ле­ны Меж­ду­на­род­ным науч­ным про­ек­том «Насле­дие С.М. Про­ку­ди­на-Гор­ско­го».

Исполь­зо­ван­ные источ­ни­ки: С.М. Про­ку­дин-Гор­ский. Неде­ля в Ясной Поля­не у Л.Н. Тол­сто­го. Вос­по­ми­на­ния // Иллю­стри­ро­ван­ная Рос­сия, 1936, №8 (562), с. 1–4; С.П. Гара­ни­на. Л.Н. Тол­стой на цвет­ном фото // Нау­ка и жиз­нь. №8, 1970, Сер­гей Михай­ло­вич Про­ку­дин-Гор­ский; С.М. Про­ку­дин-Гор­ский. «О при­ме­не­нии фото­гра­фи­ро­ва­ния в истин­ных цве­тах к нагляд­но­му изу­че­нию Рос­сии» // Тру­ды Все­рос­сий­ско­го съез­да худож­ни­ков в Пет­ро­гра­де. Декабрь 1911 — январь 1912. Том III, с. 122–125.