Как создают первую в России верфь крупнотоннажного судостроения «Звезда»

Об этапах строительства, портфеле заказов и возможностях, которыми будет обладать новый судостроительный комплекс на Дальнем Востоке

Уве­рен, что кол­лек­тив пред­при­я­тия хоро­шо пони­ма­ет мас­штаб и важ­но­сть сто­я­щих задач, сде­ла­ет все необ­хо­ди­мое, что­бы создать здесь кон­ку­рен­то­спо­соб­ный цен­тр судо­стро­е­ния, гото­вый про­из­во­дить самую совре­мен­ную и вос­тре­бо­ван­ную про­дук­цию. «Звез­да» обя­за­тель­но вой­дет в чис­ло веду­щих судо­стро­и­тель­ных вер­фей Рос­сии и мира
Вла­ди­мир Путин
пре­зи­дент Рос­сии

Где строят и что будет

ССК «Звез­да» стро­ит­ся в горо­де Боль­шой Камень При­мор­ско­го края. Про­ект реа­ли­зу­ет­ся кон­сор­ци­у­мом АО «Рос­неф­те­газ», ПАО «НК «Рос­нефть» и АО «Газ­пром­банк».

Базой для новой вер­фи стал даль­не­во­сточ­ный завод «Звез­да». Это един­ствен­ный на Даль­нем Восто­ке завод, спе­ци­а­ли­зи­ру­ю­щий­ся на ремон­те, пере­обо­ру­до­ва­нии и модер­ни­за­ции атом­ных под­вод­ных лодок и кораб­лей с атом­ной энер­ге­ти­че­ской уста­нов­кой. Его тех­ни­че­ские воз­мож­но­сти поз­во­ля­ют изго­тав­ли­вать, под­ни­мать и пере­ме­щать пла­ву­чие соору­же­ния весом до 13,5 тыс. тонн.

Новая вер­фь будет выпус­кать круп­но­тон­наж­ные суда, мор­скую тех­ни­ку и обо­ру­до­ва­ние для раз­вед­ки, добы­чи и транс­пор­ти­ров­ки угле­во­до­род­но­го сырья. Это, в част­но­сти, тан­ке­ры водо­из­ме­ще­ни­ем до 350 тыс. тонн, газо­во­зы емко­стью до 250 тыс. куб. мет­ров, суда ледо­во­го клас­са, спе­ци­аль­ные суда спус­ко­вым весом до 29 тыс. тонн, эле­мен­ты мор­ских плат­форм для осво­е­ния арк­ти­че­ских шель­фо­вых место­рож­де­ний неф­ти и газа.

Гене­раль­ный дирек­тор ССК «Звез­да» с 2016 года — Сер­гей Целуй­ко. Ранее он рабо­тал глав­ным стро­и­те­лем судов снаб­же­ния на ПАО «Судо­стро­и­тель­ный завод «Север­ная вер­фь» (Санкт-Петер­бург).

Кому принадлежит

Пер­во­на­чаль­но учре­ди­те­ля­ми судо­вер­фи, чья сто­и­мо­сть оце­ни­ва­лась в $1 млрд, высту­па­ли ОАО «Даль­не­во­сточ­ный цен­тр судо­стро­е­ния и судо­ре­мон­та» (ДЦСС, на тот момент — в соста­ве Объ­еди­нен­ной судо­стро­и­тель­ной кор­по­ра­ции, ОСК) и круп­ная южно­ко­рей­ская кораб­ле­стро­и­тель­ная ком­па­ния Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering Co. (DSME, под­раз­де­ле­ние кон­цер­на Daewoo). В 2012 году корей­ская сто­ро­на вышла из про­ек­та. Гене­раль­ным про­ек­ти­ров­щи­ком высту­па­ет ООО «Даль­не­во­сточ­ный про­ект­ный инсти­тут «Восток­про­ек­твер­фь».

17 декаб­ря 2015 года у стро­я­щей­ся вер­фи появи­лось юри­ди­че­ское лицо — из соста­ва АО «ДВЗ «Звез­да» было выде­ле­но ООО «ССК «Звез­да». По дан­ным «Спарк-Интер­факс», в новом пред­при­я­тии у ДВЗ оста­лось 0,010% акций. 99,99% полу­чи­ло акци­о­нер­ное обще­ство «Совре­мен­ные тех­но­ло­гии судо­стро­е­ния» (СТС). До 2017 года оно на пари­тет­ной осно­ве при­над­ле­жа­ло Газ­пром­бан­ку и «Рос­неф­ти».

В фев­ра­ле 2017-го ста­ло извест­но, что в рам­ках финан­си­ро­ва­ния «Звез­ды» 89% акций АО «СТС» выку­пил госу­дар­ствен­ный хол­динг «Рос­неф­те­газ» (основ­ной вла­де­лец «Рос­неф­ти»).

Как проходит строительство

Стро­и­тель­ство судо­вер­фи ведет­ся с 2009 года. На осно­ве про­ек­та поста­нов­ле­ния пра­ви­тель­ства РФ от 28 янва­ря 2016 года созда­на тер­ри­то­рия опе­ре­жа­ю­ще­го раз­ви­тия (ТОР) «Боль­шой Камень», ССК «Звез­да» стал ее пер­вым рези­ден­том.
  • Про­ект реа­ли­зу­ет­ся в два эта­па.

1 сен­тяб­ря 2016 года в при­сут­ствии пре­зи­ден­та РФ Вла­ди­ми­ра Пути­на на пло­щад­ке пред­при­я­тия были сда­ны в экс­плу­а­та­цию блок кор­пус­ных про­из­вод­ств и окра­соч­ные каме­ры.

8 сен­тяб­ря 2017 года Вла­ди­мир Путин при­нял уча­стие в цере­мо­нии запус­ка в экс­плу­а­та­цию тяже­ло­го достро­еч­но­го ста­пе­ля с пере­да­точ­ным доком для стро­и­тель­ства сред­не­тон­наж­ных судов и мор­ской тех­ни­ки.

Откры­тый ста­пель осна­щен мощ­ным кра­но­вым хозяй­ством: в его состав вхо­дят четы­ре башен­ных кра­на гру­зо­подъ­ем­но­стью по 100 тонн, два коз­ло­вых кра­на гру­зо­подъ­ем­но­стью по 320 тонн, а так­же самый боль­шой кран в Рос­сии «Голиаф» гру­зо­подъ­ем­но­стью 1 тыс. 200 тонн (постро­ен китай­ской ком­па­ни­ей China Heavy Industry Corporation).

24 июля 2018 года на вер­фь был достав­лен один из клю­че­вых ее эле­мен­тов — пла­ву­чий транс­порт­но-пере­да­точ­ный док гру­зо­подъ­ем­но­стью 40 тыс. тонн, постро­ен­ный по рос­сий­ско­му зака­зу в Цин­дао (КНР) ком­па­ни­ей BSIC.

  • Сда­ча всех объ­ек­тов пер­вой оче­ре­ди наме­че­на на 2019 год.

Вто­рая оче­редь стро­и­тель­ства преду­смат­ри­ва­ет вве­де­ние в экс­плу­а­та­цию сухо­го дока и про­из­вод­ствен­ных цехов пол­но­го цик­ла для построй­ки круп­но­тон­наж­ных судов и офшор­ной тех­ни­ки. Пла­ни­ру­ет­ся, что поэтап­ный ввод ком­плек­са в экс­плу­а­та­цию будет завер­шен в кон­це 2024 года.

В нача­ле 2017 года сто­и­мо­сть про­ек­та оце­ни­ва­лась в 145,5 млрд руб­лей. В октяб­ре 2017-го ста­ло извест­но, что пра­ви­тель­ство РФ в 2018–2022 годах может выде­лить ССК «Звез­да» суб­си­дии в раз­ме­ре 5,9 млрд руб­лей.

Чис­лен­но­сть сотруд­ни­ков вер­фи в сен­тяб­ре 2018 года — око­ло 1 тыс. 500 чело­век, из них 89% — жите­ли Даль­не­го Восто­ка. Пла­ни­ру­ет­ся, что к 2024-му на «Звез­де» будут рабо­тать око­ло 7 тыс. 500 чело­век.

Закладка судов и портфель заказов

Пилот­ную загруз­ку ком­плек­су обес­пе­чи­ва­ет неф­тя­ная ком­па­ния «Рос­нефть», заклю­чив­шая с ДЦСС экс­клю­зив­ное согла­ше­ние о раз­ме­ще­нии всех зака­зов на стро­и­тель­ство новой мор­ской тех­ни­ки и судов на мощ­но­стях «Звез­ды».

8 сен­тяб­ря 2017 года пре­зи­дент РФ Вла­ди­мир Путин при­нял уча­стие в заклад­ке четы­рех мно­го­функ­ци­о­наль­ных судов снаб­же­ния для «Рос­неф­ти». Суда полу­чи­ли име­на «Вла­ди­мир Моно­мах», «Алек­сан­др Нев­ский», «Ека­те­ри­на Вели­кая» и «Свя­тая Мария».

По состо­я­нию на сен­тябрь 2018 года в порт­фе­ле зака­зов ССК «Звез­да» — 26 кон­трак­тов на стро­и­тель­ство судов:

  • деся­ть тан­ке­ров типа «Афра­макс» на газо­мо­тор­ном топ­ли­ве;
  • деся­ть арк­ти­че­ских тан­ке­ров-чел­но­ков дед­вей­том 42 тыс. тонн;
  • арк­ти­че­ский тан­кер-чел­нок дед­вей­том 69 тыс. тонн;
  • суда снаб­же­ния.

По сло­вам гла­вы «Рос­неф­ти» Иго­ря Сечи­на, «Звез­де» для «выхо­да на пози­тив­ную эко­но­ми­ку рабо­ты» до 2035 года нуж­но полу­чить порт­фель в 178 судов.

В 2017 году ком­плекс начал оформ­ле­ние доку­мен­тов для полу­че­ния лицен­зии на атом­ное судо­стро­е­ние. В июле это­го года зам­ми­ни­стра про­мыш­лен­но­сти и тор­гов­ли РФ Олег Рязан­цев заявил, что на Даль­нем Восто­ке будет постро­ен пер­спек­тив­ный атом­ный ледо­кол «Лидер». Реше­ние о том, какое имен­но пред­при­я­тие будет созда­вать ледо­ко­лы это­го типа, пре­зи­дент РФ Вла­ди­мир Путин озву­чит на Восточ­ном эко­но­ми­че­ском фору­ме.