Павловопосадскому платку 225 лет: древние традиции и столичные шоу-румы

Павловопосадский платок – визитная карточка России. Его расписные узоры – символ самобытной красоты.

ntdtv.ru

В этом году Пав­ло­во­по­сад­ской ману­фак­ту­ре, что в Под­мос­ко­вье, испол­ня­ет­ся 225 лет. Её осно­ва­ли в послед­ний год цар­ство­ва­ния Ека­те­ри­ны II.

По слу­чаю юби­лея в Ака­де­мии худо­же­ств – выстав­ка плат­ков. Самый ран­ний экс­по­нат – 1894 года. Рос­сы­пь роз, рез­ные эле­мен­ты пря­лок и налич­ни­ков. До рево­лю­ции плат­ки на крас­ном фоне пред­по­чи­та­ли жите­ли Рязан­ской губер­нии. В Повол­жье – на тём­но-синем. Клас­си­че­ским же счи­та­ет­ся рису­нок с крас­ны­ми роза­ми на чёр­ном фоне.

[Вик­тор Зуб­риц­кий, глав­ный худож­ник ману­фак­ту­ры]:
«Плат­ки носи­ли как выс­шие сосло­вия, так и куп­чи­хи и даже зажи­точ­ные кре­стья­не могли, и это был пре­крас­ный пода­рок – доче­ри или жене. Эти же шали дош­ли и до наше­го вре­ме­ни. Рань­ше одеж­ду скла­ды­ва­ли в сун­ду­ки и хра­ни­ли, наде­ва­ли толь­ко по празд­нич­ным дням».

При­ме­ча­тель­но, что до 1917-го худож­ни­ка­ми на ману­фак­ту­ре рабо­та­ли лишь муж­чи­ны. Сей­час – наобо­рот. Вдох­но­ве­ние чер­па­ют в доре­во­лю­ци­он­ных образ­цах.

Одна­ко как впи­сать народ­ные моти­вы в совре­мен­ную моду? Над этой зада­чей бьют­ся сто­лич­ные дизай­не­ры. В шоу­ру­ме в Сто­леш­ни­ко­вом пере­ул­ке в самом цен­тре Моск­вы – стиль­ные вареж­ки и свит­шо­ты из пав­ло­во­по­сад­ских плат­ков.

[Ана­ста­сия Макар­ки­на, осно­ва­тель­ни­ца брен­да Varvara]:
«Цвет про­шло­го и это­го года – белый. Как раз в этот новый год были очень попу­ляр­ны эти вареж­ки с голу­бы­ми цве­та­ми и белой опуш­кой. Они соот­вет­ству­ют той повсе­днев­ной одеж­де, кото­рую люди поку­па­ют в мага­зи­не… Это яркое пят­но, акцент, кото­рый люди добав­ля­ют к повсе­днев­но­му, более моно­тон­но­му обра­зу».

Из мину­сов – такие вещи нель­зя сти­рать. Оста­ёт­ся толь­ко сда­вать в хим­чист­ку. Глав­ные кли­ен­ты – ино­стран­цы и сто­лич­ные мод­ни­цы. Вещи из 100-про­цент­ной шер­сти мери­но­сов – не толь­ко зна­ко­вый, но и очень тёп­лый пода­рок. Про­да­жи акти­ви­зи­ру­ют­ся к зиме: с октяб­ря по март.

[Ана­ста­сия Макар­ки­на, осно­ва­тель­ни­ца брен­да Varvara]:
«Пав­ло­во­по­сад­ский пла­ток и пав­ло­во­по­сад­ский харак­тер – это девуш­ка, кото­рая, на мой взгляд, очень любит рус­скую лите­ра­ту­ру, очень вдох­нов­ля­ет­ся рус­ской клас­си­кой, очень часто быва­ет в рус­ских лугах, лесах. При этом это не отме­ня­ет того, что она может жить в боль­шом горо­де, быть очень мод­ной, очень кос­мо­по­ли­тич­ной осо­бой».

Каж­дый год Пав­ло­во­по­сад­ская ману­фак­ту­ра обнов­ля­ет кол­лек­цию 50 новы­ми рисун­ка­ми, про­из­во­дя око­ло полу­то­ра мил­ли­о­нов мет­ров плат­ков.