Крымскому мосту исполнилось два года

15 мая Крымский мост отмечает День рождения. Ровно 2 года назад состоялась Церемония открытия его автодорожной части – Керченский и Таманский полуострова, наконец, соединились. Стройка века – так прозвали возведение моста в народе. Длилось оно чуть более 2 лет – на полгода меньше, чем было предусмотрено госконтрактом. Как шло строительство одного из главных символов воссоединения полуострова с Россией, и какую роль Крымский мост играет в жизни страны сейчас – в следующем материале.

nts-tv.com

2 года назад Крым­ский мост соеди­нил полу­ост­ров с мате­ри­ко­вой частью стра­ны. Насто­я­щая гор­до­сть оте­че­ствен­но­го мосто­стро­е­ния – 17 кило­мет­ров дорож­но­го полот­на про­лег­ли над Кер­чен­ским про­ли­вом. Крым­ский мост общей про­тя­жен­но­стью в 19 кило­мет­ров – самый длин­ный в Евро­пе. А еще это, пожа­луй, один из самых ожи­да­е­мых инфра­струк­тур­ных объ­ек­тов. 260 тысяч тонн метал­ло­кон­струк­ций меж­ду Кер­чен­ским и Таман­ским полу­ост­ро­ва­ми ста­ли одним из глав­ных сим­во­лов вос­со­еди­не­ния Кры­ма с Рос­си­ей, объ­еди­ни­ли семьи, живу­щие по раз­ные сто­ро­ны про­ли­ва, при­влек­ли тыся­чи тури­стов и сот­ни пред­при­ни­ма­те­лей на Крым­ский полу­ост­ров.

«У меня очень мно­го род­ствен­ни­ков рабо­та­ют на мосту. Я дей­стви­тель­но под впе­чат­ле­ни­ем, когда сюда при­ез­жаю. У меня очень мно­го дру­зей в Москве, все спра­ши­ва­ют, инте­ре­су­ют­ся: что там, как, а мост стро­ит­ся или нет?»

«Гор­до­сть, конеч­но. Тем более, когда твои род­ствен­ни­ки рабо­та­ют на мосту – это при­ят­но. Это вой­дет в исто­рию, и я сво­им детям, вну­кам буду рас­ска­зы­вать, как тут все про­ис­хо­ди­ло».

Воз­во­ди­ли Крым­ский мост всей стра­ной. По дан­ным спе­ци­аль­но создан­но­го для такой мас­штаб­ной строй­ки инфор­ма­ци­он­но­го цен­тра, стро­и­тель­ство обес­пе­чи­ва­ли 180 раз­лич­ных ком­па­ний со всей Рос­сии. Сре­ди них как извест­ные стро­и­тель­ные орга­ни­за­ции и про­филь­ные заво­ды, спе­ци­а­ли­зи­ру­ю­щи­е­ся на про­из­вод­стве метал­ло­кон­струк­ций для мостов, так и пред­при­я­тия сред­не­го и мало­го биз­не­са. На объ­ек­те тру­ди­лась коман­да из 15 тысяч инже­не­ров и рабо­чих со всей стра­ны. Рабо­та велась 24 часа в сут­ки. В строй­ке века при­ня­ли уча­стие и пред­ста­ви­те­ли моло­до­го поко­ле­ния. Сту­ден­ты про­филь­ных вузов стра­ны в соста­ве строй­от­ря­дов при­ез­жа­ли на строй­пло­щад­ки Крым­ско­го моста, что­бы прой­ти лет­нюю прак­ти­ку и полу­чить бес­цен­ный опыт.

НИКОЛАЙ ВОЛКОВ, сту­дент Рос­сий­ско­го уни­вер­си­те­та транс­пор­та: «Здесь тех­но­ло­гии исполь­зу­ют­ся. Кото­рые вряд ли есть на дру­гих строй­ках, так ещё и люди со всей Рос­сии собра­ны – кад­ры самые луч­шие. Так что этот опыт сме­ло мож­но назвать бес­цен­ным».

Тех­но­ло­гии, и прав­да, здесь исполь­зо­ва­ли пере­до­вые. В соче­та­нии со зна­ни­я­ми луч­ших спе­ци­а­ли­стов это поз­во­ли­ло воз­ве­сти Крым­ский мост в рекорд­ные сро­ки – все­го за 27 меся­цев. Рабо­ты нача­лись в фев­ра­ле 2016-го. И уже в апре­ле на ост­ро­ве Туз­ла была гото­ва пер­вая из 595 опор – для авто­до­рож­ной части моста.

ЮРИЙ САФОНОВ, глав­ный инже­нер ФКУ Упр­дор «Тама­нь»: «Высо­та этой опо­ры неболь­шая – 3 мет­ра. Вме­сте с про­лет­ным стро­е­ни­ем она под­ни­мет мост над сушей при­мер­но на 7 мет­ров. По мере про­дви­же­ния к аква­то­рии высо­та опор будет рас­ти. Доро­га плав­но под­ни­мет­ся и достиг­нет мак­си­маль­ной отмет­ки над судо­ход­ным кана­лом. Там высо­та над зер­ка­лом воды соста­вит уже 35 мет­ров».

Мак­си­маль­ная высо­та в 35 мет­ров была выбра­на не слу­чай­но. Это поз­во­ли­ло обес­пе­чить без­опас­ный про­ход круп­но­га­ба­рит­ных судов, кур­си­ру­ю­щих из Чер­но­го моря в Азов­ское и обрат­но. Подоб­ных мощ­ных опор было уста­нов­ле­но две. На них лег­ла, пожа­луй, самая кра­си­вая часть Крым­ско­го моста – судо­ход­ные ароч­ные про­ле­ты. На про­тя­же­нии 12 меся­цев их соби­ра­ли на кер­чен­ском бере­гу, а затем с помо­щью спе­ци­аль­ной кон­струк­ции из четы­рех пон­то­нов, постро­ен­ной на «Сев­мор­за­во­де» в Сева­сто­по­ле, пере­пра­ви­ли к фар­ва­те­ру. 29 авгу­ста 2017 года под аркой Крым­ско­го моста про­шло пер­вое суд­но. Арки ста­ли визит­ной кар­точ­кой все­го стро­е­ния – на их фоне люди меч­та­ют сде­лать фото на бере­гу и засмат­ри­ва­ют­ся на иллю­ми­на­цию арок, про­ез­жая под ними ночью.

Мно­гие рабо­ты по соору­же­нию моста велись парал­лель­но. Пока одна бри­га­да стро­и­те­лей про­дол­жа­ла рабо­ту над воз­ве­де­ни­ем опор в водах Кер­чен­ско­го про­ли­ва, дру­гая, на таман­ском бере­гу, уже нача­ла соеди­нять их про­ле­та­ми. Эти части моста, как и арки, соби­ра­ли на суше, а затем надви­га­ли над аква­то­ри­ей по сколь­зя­щим направ­ля­ю­щим с помо­щью мощ­ных дом­кра­тов. В резуль­та­те, над вод­ной гла­дью про­тя­ну­лась нить метал­ло­кон­струк­ций общим весом более 100 тысяч тонн.

ЛЕОНИД РЫЖЕНЬКИН, заме­сти­тель ген­ди­рек­то­ра по инфра­струк­тур­ным про­ек­там ООО «Строй­газ­мон­таж»: «2017 год – самый слож­ный год стро­и­тель­ства, но он и самый инте­рес­ный, пото­му что в этот год мы выпол­ни­ли самые слож­ные тех­но­ло­ги­че­ские опе­ра­ции. Это уста­нов­ка ароч­ных про­лет­ных стро­е­ний на фар­ва­тер­ном участ­ке – 2 арки по 6 тысяч тонн каж­дая. Рабо­ты выпол­не­ны в авгу­сте и октяб­ре это­го года. Это надвиж­ка про­лет­ных стро­е­ний общим весом боль­ше 100 тысяч тонн метал­ло­кон­струк­ций. Тоже успеш­но спра­ви­лись с этой рабо­той. Тепе­рь нам уже финиш­ные рабо­ты пред­сто­ят в 2018 году по авто­до­ро­ге».

Сле­ду­ю­щим эта­пом дорож­ни­кам пред­сто­я­ло «одеть» Крым­ский мост в асфаль­то­бе­тон и под­го­то­вить его к нача­лу дви­же­ния авто­мо­би­лей. Что­бы дорож­ное полот­но выдер­жа­ло пред­сто­я­щую огром­ную нагруз­ку и не нача­ло рас­сы­пать­ся после пер­во­го же сезо­на рабо­ты, в стро­и­тель­ной лабо­ра­то­рии спе­ци­а­ли­сты раз­ра­бо­та­ли уни­каль­ный состав дорож­но­го покры­тия. Асфаль­то­бе­тон про­из­во­ди­ли на мобиль­ных заво­дах, раз­вер­ну­тых по обо­им бере­гам Кер­чен­ско­го про­ли­ва. Укла­ды­ва­ли его в два эта­па – пер­вый слой в 5 сан­ти­мет­ров, а после тех­но­ло­ги­че­ско­го пере­ры­ва в несколь­ко дней – вто­рой – в 6 сан­ти­мет­ров.

В кон­це апре­ля 2018 года уклад­ку асфаль­та на Крым­ском мосту закон­чи­ли. До завер­ше­ния одной из самых мас­штаб­ных стро­ек в стра­не оста­ва­лось несколь­ко недель. Стро­и­те­ли и дорож­ни­ки при­сту­пи­ли к нане­се­нию раз­мет­ки, уста­нов­ке дорож­ных зна­ков и нала­жи­ва­нию авто­ма­ти­зи­ро­ван­ной систе­мы управ­ле­ния дорож­ным дви­же­ни­ем.

И вот, 15 мая, на пол­го­да рань­ше преду­смот­рен­но­го гос­кон­трак­том сро­ка, авто­до­рож­ная часть само­го длин­но­го Евро­пе моста была тор­же­ствен­но откры­та – насто­я­щий празд­ник для мил­ли­о­нов рос­си­ян по обе сто­ро­ны Кер­чен­ско­го про­ли­ва. На Цере­мо­нию откры­тия при­е­хал Пре­зи­дент Рос­сии Вла­ди­мир Путин. Во гла­ве колон­ны стро­и­тель­ной тех­ни­ки он пер­вым, за рулем КамА­За, про­ехал по мосту, а после – поздра­вил стро­и­те­лей с завер­ше­ни­ем столь важ­но­го для всей стра­ны про­ек­та.

16 мая, на рас­све­те, дви­же­ние по Крым­ско­му мосту было офи­ци­аль­но откры­то для авто­мо­би­ли­стов. По обе сто­ро­ны Кер­чен­ско­го про­ли­ва люди с самой ночи выстра­и­ва­лись в оче­редь, что­бы стать пер­вы­ми из тех, кто про­едет по новой доро­ге. В 5:30 авто­мо­биль­ные колон­ны отпра­ви­лись из Кер­чи и Тама­ни навстре­чу друг дру­гу. На судо­ход­ной арке они встре­ти­лись. Води­те­ли при­вет­ство­ва­ли друг дру­га про­тяж­ны­ми гуд­ка­ми.

Новый авто­мо­биль­ный путь по Крым­ско­му мосту стал поль­зо­вать­ся попу­ляр­но­стью с пер­во­го же дня. Уже через пол­го­да тра­фик по Крым­ско­му мосту побил двух­лет­ний рекорд Кер­чен­ской паром­ной пере­пра­вы, с помо­щью кото­рой до появ­ле­ния моста мож­но было добрать­ся на полу­ост­ров с мате­ри­ко­вой части Рос­сии. За 2016 и 2017 годы паро­мом, в общем, вос­поль­зо­ва­лись вла­дель­цы 3 мил­ли­о­нов 17 тысяч транс­порт­ных сред­ств. По мосту же, за 7,5 меся­цев его суще­ство­ва­ния, про­еха­ло на сот­ни тысяч боль­ше – 3,5 мил­ли­о­на авто­мо­би­лей. Соглас­но иссле­до­ва­нию Лева­да-цен­тра, 47% опро­шен­ных рос­си­ян назва­ли откры­тие Крым­ско­го моста глав­ным собы­ти­ем года.

Одна­ко с завер­ше­ни­ем стро­и­тель­ства авто­до­рож­ной части рабо­та по соору­же­нию моста не закон­чи­лась. Прак­ти­че­ски сра­зу же стро­и­те­ли при­сту­пи­ли к воз­ве­де­нию желез­но­до­рож­ной части. Она долж­на была вно­вь свя­зать полу­ост­ров с Рос­си­ей желез­но­до­рож­ным сооб­ще­ни­ем, кото­рое обо­рва­лось в 2014 году. Спу­стя 47 меся­цев со стар­та стро­и­тель­ства моста – точ­но в срок, откры­лась и эта часть пере­хо­да через Кер­чен­ский про­лив.

Биле­ты на пер­вый поезд «Санкт-Петер­бург – Сева­сто­поль» ста­ли самы­ми ожи­да­е­мы­ми в 2019 году. В пер­вые сут­ки про­да­жи дви­га­лись со ско­ро­стью 3 биле­та в мину­ту. Стро­и­тель­ство Крым­ско­го моста – одно­го из самых амби­ци­оз­ных про­ек­тов мосто­стро­е­ния было офи­ци­аль­но завер­ше­но в декабре 2019-го.

ВЛАДИМИР ПУТИН, Пре­зи­дент Рос­сий­ской феде­ра­ции: «У нас сего­дня с вами при­ят­ное и очень важ­ное собы­тие. Оно важ­но и для Кры­ма, и для Сева­сто­по­ля, и для все­го юга Рос­сии, и для всей нашей стра­ны. Пото­му что, без­услов­но, такие объ­ек­ты инфра­струк­тур­но­го харак­те­ра, как такой гран­ди­оз­ный мост, кото­рый вы постро­и­ли, будет вли­ять на всю эко­но­ми­ку».

За вре­мя стро­и­тель­ства, а затем – двух лет рабо­ты, Крым­ский мост стал вдох­но­ве­ни­ем для мно­же­ства людей: кого-то подвиг к дол­го­ждан­ным путе­ше­стви­ям на полу­ост­ров, кого-то – к новым твор­че­ским и биз­нес-про­ек­там. В сен­тяб­ре 2018 года на экра­ны кино­те­ат­ров вышел худо­же­ствен­ный фильм «Крым­ский мост. Сде­ла­но с любо­вью!» Собы­тия в роман­ти­че­ской коме­дии раз­ви­ва­ют­ся на фоне гран­ди­оз­ной строй­ки в Кер­чен­ском про­ли­ве.

ТИГРАН КЕОСАЯН, режис­сер филь­ма «Крым­ский мост. Сде­ла­но с любо­вью!»: «Огром­ное спа­си­бо тем, кто отве­ча­ет за стро­и­тель­ство, кото­рые раз­ре­ши­ли, пусти­ли к себе кине­ма­то­гра­фи­стов и предо­ста­ви­ли нам все воз­мож­но­сти для того, что­бы мы сни­ма­ли. Я гово­рю это абсо­лют­но искрен­не, а не пото­му, что фор­маль­но надо гово­рить: «Спа­си­бо». Зна­е­те, когда арку поста­ви­ли, каж­дый член груп­пы, мы прям сни­ма­ли напро­тив арки, и каж­дый член груп­пы смот­рел и гово­рил: «Блин, такая гор­до­сть, такая гор­до­сть!»

В нояб­ре 2018 года была пре­зен­то­ва­на новая поч­то­вая мар­ка с изоб­ра­же­ни­ем Крым­ско­го моста. А поз­же, к пятой годов­щи­не вос­со­еди­не­ния Кры­ма и Сева­сто­по­ля с Рос­си­ей, вели­че­ствен­ное соору­же­ние изоб­ра­зи­ли на пяти­руб­ле­вых памят­ных моне­тах.

К запус­ку желез­но­до­рож­но­го дви­же­ния через Кер­чен­ский про­лив в кон­це 2019 года веду­щие вино­дель­ни Кры­ма и Куба­ни выпу­сти­ли кол­лек­ци­он­ные вина «Крым­ский мост». Его про­из­ве­ли из уро­жая 2015 года, когда толь­ко начи­на­лась реа­ли­за­ция инфра­струк­тур­но­го про­ек­та.

ЯНИНА ПАВЛЕНКО, гене­раль­ный дирек­тор про­из­вод­ствен­но-аграр­но­го объ­еди­не­ния «Мас­сандра»: «Мы выпу­сти­ли наши две извест­ные мар­ки вина, зало­жен­ные в 2015 году. Это «Херес» – мы ассо­ци­и­ру­ем его, что он такой же креп­кий, как наш Крым­ский мост, такой же выдер­жан­ный. И «Мускат белый Крас­но­го кам­ня» – это наша изю­мин­ка, кото­рая сла­вит­ся уже более чем 70 лет. И он такой же слад­кий, как после­вку­сие от этой ново­сти – от пол­но­го запус­ка Крым­ско­го моста».

В 2020-м Крым­ский мост празд­ну­ет двух­ле­тие откры­тия его авто­до­рож­ной части – совсем неболь­шой срок для тако­го мону­мен­таль­но­го соору­же­ния, постро­ен­но­го на века. Но и за это вре­мя мост успел стать одним из основ­ных сим­во­лов как Крым­ско­го полу­ост­ро­ва, так и исто­ри­че­ских собы­тий 2014 года. Очер­та­ния моста зна­ко­мы, пожа­луй, жите­лям всей стра­ны.

По дан­ным инфо­цен­тра Крым­ско­го моста, доро­гой, про­тя­нув­шей­ся над Кер­чен­ским про­ли­вом, за вре­мя её суще­ство­ва­ния вос­поль­зо­ва­лись 9,5 млн авто­мо­би­ли­стов. Это почти в два раза боль­ше, чем пере­вез­ла Кер­чен­ская паром­ная пере­пра­ва с 2015 года. По под­сче­там экс­пер­тов, за 2 года авто­мо­би­ли­сты, кото­рые пред­по­чли бес­плат­ный про­езд по мосту вме­сто плат­ной паром­ной пере­пра­вы, сэко­но­ми­ли 35 млрд руб­лей.

КАЙРАТ ТУРСУНБЕКОВ, началь­ник ФКУ Упр­дор «Тама­нь»: «Все это вре­мя Крым­ский мост рабо­тал в штат­ном режи­ме, несмот­ря на слож­ные кли­ма­ти­че­ские усло­вия – осо­бен­но в зим­ний пери­од. В служ­бе содер­жа­ния и экс­плу­а­та­ции рабо­та­ют более 150 чело­век и 60 еди­ниц спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ной дорож­ной тех­ни­ки. Отлич­но справ­ля­ет­ся и авто­ма­ти­зи­ро­ван­ная систе­ма управ­ле­ния дорож­ным дви­же­ни­ем».

По дан­ным дорож­ных спе­ци­а­ли­стов, Крым­ский мост – в отлич­ном состо­я­нии и готов еще мно­гие годы оста­вать­ся надеж­ным свя­зу­ю­щим зве­ном меж­ду полу­ост­ро­вом и мате­ри­ко­вой частью Рос­сии.

София Дра­го­воз, «Сев­ин­форм­бю­ро»