Штирлиц на МКАД

Трасса Берн - Берлин и прогулки якобы близ Берлина снимались в километре от Москвы. © / Кадр из фильма
Трасса Берн - Берлин и прогулки якобы близ Берлина снимались в километре от Москвы. © / Кадр из фильма

По столичным местам, где ступала нога Штирлица и других героев фильма, «АиФ» провела москвовед Татьяна Воронцова.

aif.ru

Германия… в Москве

У нас обыч­но при­ня­то счи­тать, что всю загра­ни­цу в Совет­ском Сою­зе сни­ма­ли в При­бал­ти­ке. Но «17 мгно­ве­ний вес­ны» – под­твер­жде­ние тому, что Евро­пу впол­не себе мож­но най­ти на тер­ри­то­рии Моск­вы – у нас тут и Берн, и Бер­лин. Мини­мум поло­ви­на нату­ры – лес­ные мас­си­вы, ста­рин­ные особ­ня­ки – сня­то в сто­ли­це.

Помни­те момент, как штан­дар­тен­фю­рер СС Штир­лиц (Вяче­слав Тихо­нов) под име­нем гос­по­ди­на Боль­зе­на про­гу­ли­ва­ет­ся с фрау Заурих (Эми­лия Миль­тон) в неболь­шом лесу на бере­гу кра­си­во­го пру­да?

Ока­зы­ва­ет­ся, эти живо­пис­ные места сни­ма­лись у нас на севе­ро-восто­ке, на Чело­би­тьев­ском шос­се, соеди­ня­ю­щем Алту­фьев­ку и Дмит­ров­ку, при­мер­но в кило­мет­ре от МКАД. Герои идут по лесу. (1) На момент съё­мок там сохра­ни­лись лесо­пар­ко­вые мас­си­вы бар­ской усадь­бы XVI века Архан­гель­ское-Тюри­ко­во. Ясе­ни, клё­ны, дубы – эта рас­ти­тель­но­сть была харак­тер­на для пар­ков в Евро­пе. Поэто­му трас­са Берн – Бер­лин и про­гул­ки яко­бы близ Бер­ли­на сни­ма­лись в этой мест­но­сти. Инте­рес­но, что у Юли­а­на Семё­но­ва фрау Заурих не было, её при­ду­ма­ла режис­сёр Татья­на Лиоз­но­ва, что­бы «оче­ло­ве­чить» стро­го­го Штир­ли­ца. Гуляя, фрау сры­ва­ет трав­ку и спра­ши­ва­ет Штир­ли­ца-Боль­зе­на: «У вас болят поч­ки?» – «Нет».- «Жаль. Очень жаль. Пото­му что этот отвар очень помо­га­ет при боль­ных поч­ках».

Эти живописные места снимались на Челобитьевском шоссе. Фото: Кадр из фильма

Эти живо­пис­ные места сни­ма­лись на Чело­би­тьев­ском шос­се. Фото: Кадр из филь­ма

В кар­ти­не Штир­лиц ездит на «Мер­се­дес-Бенц» 1938 года. Для съё­мок в Москве, Риге и Восточ­ном Бер­ли­не было най­де­но три абсо­лют­но оди­на­ко­вых авто­мо­би­ля. Толь­ко у одной маши­ны двор­ни­ки были сверху, у дру­гой – сни­зу лобо­во­го стек­ла, а у тре­тьей маши­ны двор­ни­ков вооб­ще не было. С двор­ни­ка­ми сверху был мос­ков­ский «Мер­се­дес»… Имен­но в нём Штир­лиц заснул на 20 минут. А проснул­ся в «Мер­се­де­се» с двор­ни­ка­ми сни­зу…

По сюже­ту во вто­рой серии Штир­лиц уби­ва­ет аген­та и про­во­ка­то­ра Клау­са (Лев Дуров). Вяче­слав Тихо­нов был уже извест­ным актё­ром и при­влёк огром­ное коли­че­ство зевак на съё­моч­ную пло­щад­ку в Архан­гель­ском-Тюри­ко­ве. Осо­бен­ный ажи­о­таж начал­ся, когда Штир­лиц выбро­сил писто­лет в пруд. Мест­ные маль­чиш­ки, несмот­ря на холод­ную пого­ду, ещё несколь­ко дней ныря­ли, что­бы это ору­жие отыс­кать.

А пере­го­во­ры нем­цев и аме­ри­кан­цев сни­ма­лись фак­ти­че­ски под сте­на­ми КГБ – в усадь­бе Черт­ко­ва в нача­ле Мяс­ниц­кой ули­цы, 7 (2). Эта жем­чу­жи­на цен­тра Моск­вы (в тот момент её зани­ма­ло обще­ство «Зна­ние») в пятой серии – особ­няк спе­ци­аль­но­го ведом­ства США в Бер­не. Васи­лий Лано­вой, игра­ю­щий обергруппен­фюрера СС Кар­ла Воль­фа, был неве­ро­ят­но зна­ме­нит и счи­тал­ся глав­ным секс-сим­во­лом стра­ны. А в обще­стве «Зна­ние» рабо­та­ли пре­иму­ще­ствен­но жен­щи­ны. И все на Лано­во­го хоте­ли посмот­реть. Васи­лий Семё­но­вич вели­ко­леп­ный актёр, но, когда его отвле­ка­ли, он забы­вал текст. И жен­ские мор­даш­ки, появ­ля­ю­щи­е­ся в двер­ном про­ёме, неве­ро­ят­но меша­ли ему сосре­до­то­чить­ся. В ито­ге при­шлось даже наряд мили­ции вызы­вать, дабы отснять нуж­ные эпи­зо­ды.

Переговоры немцев и американцев снимались фактически под стенами КГБ - в усадьбе Черткова в начале Мясницкой улицы, 7. Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

Пере­го­во­ры нем­цев и аме­ри­кан­цев сни­ма­лись фак­ти­че­ски под сте­на­ми КГБ – в усадь­бе Черт­ко­ва в нача­ле Мяс­ниц­кой ули­цы, 7. Фото: АиФ/ Эду­ард Куд­ря­виц­кий

Наш мос­ков­ский Риж­ский вок­зал отме­тил­ся в кар­ти­не «17 мгно­ве­ний вес­ны» аж в двух сери­ях. (Риж­ская пл., 1) (3) В шестой он сыг­рал роль при­гра­нич­но­го немец­ко­го вок­за­ла – с него про­фес­сор Плейш­нер (Евге­ний Евстиг­не­ев) уез­жал на зада­ние в Берн. А уже бли­же к фина­лу, в две­на­дца­той серии, Риж­ский пока­зан нам уже как вок­зал в Бер­не. Отту­да Штир­лиц отправ­лял во Фран­цию спа­сён­ную радист­ку Кэт (Ека­те­ри­на Гра­до­ва). Там есть забав­ный кино­ляп. На ваго­не мы видим над­пись на немец­ком язы­ке о коли­че­стве мест в ваго­не и о его клас­се. А чуть-чуть ниже напи­са­но на рус­ском – «тара 58 т».

Рижский вокзал отметился в картине аж в двух сериях. Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

Риж­ский вок­зал отме­тил­ся в кар­ти­не аж в двух сери­ях. Фото: АиФ/ Эду­ард Куд­ря­виц­кий

Штирлиц… в посольстве Грузии?

В вось­мой серии радист­ка Кэт аре­сто­ва­на. На кон­спи­ра­тив­ной квар­ти­ре геста­по пыта­ет­ся выбить из неё шиф­ры. На самом деле мы видим в филь­ме угол Хлеб­но­го и Мало­го Ржев­ско­го пере­ул­ков. Этот особ­няк был постро­ен в 1901–1902 гг. архи­тек­то­ром Соло­вьё­вым для сво­ей семьи и стал одним из глав­ных шедев­ров мос­ков­ско­го модер­на (М. Ржев­ский пер., 6) (4) До 2008 года его зани­ма­ло посоль­ство Гру­зии, сей­час он нахо­дит­ся в неопре­де­лён­ном ста­ту­се. Так что мож­но зага­ды­вать загад­ку: что делал Штир­лиц в посоль­стве Гру­зии?

Радистку Кэт держат на конспиративной квартире гестапо. Съёмки были на углу Малого Ржевского и Хлебного переулков, мы видим особняк Соловьёва в стиле модерн.Фото: Кадр из фильма; АиФ / Эдуард Кудрявицкий

Радист­ку Кэт дер­жат на кон­спи­ра­тив­ной квар­ти­ре геста­по. Съём­ки были на углу Мало­го Ржев­ско­го и Хлеб­но­го пере­ул­ков, мы видим особ­няк Соло­вьё­ва в сти­ле модерн.Фото: Кадр из филь­ма; АиФ / Эду­ард Куд­ря­виц­кий

Радистку Кэт держат на конспиративной квартире гестапо. Съёмки были на углу Малого Ржевского и Хлебного переулков, мы видим особняк Соловьёва в стиле модерн.Фото: Кадр из фильма; АиФ / Эдуард Кудрявицкий

Радист­ку Кэт дер­жат на кон­спи­ра­тив­ной квар­ти­ре геста­по. Съём­ки были на углу Мало­го Ржев­ско­го и Хлеб­но­го пере­ул­ков, мы видим особ­няк Соло­вьё­ва в сти­ле модерн.Фото: Кадр из филь­ма; АиФ / Эду­ард Куд­ря­виц­кий

А «внут­рен­но­сти» геста­пов­ской квар­ти­ры сни­ма­ли на Кино­сту­дии им. Горь­ко­го (ул. С. Эйзен­штей­на, 8) (5) Лиоз­но­ва вспо­ми­на­ла: очень дол­го не могли от «сына Кэт» добить­ся кри­ка. По филь­му геста­по­вец кла­дёт раз­де­то­го малы­ша на холод, открыв окно. А сни­ма­ли сце­ну в пави­льо­не, и под тёп­лы­ми луча­ми софи­тов ребё­нок начи­нал радост­но улы­бать­ся.

В «17 мгно­ве­ни­ях вес­ны» фигу­ри­ру­ет куль­то­вое, не побо­юсь это­го сло­ва, кафе-бар «Лира» на Пуш­кин­ской пло­ща­ди. Зимой 1990 года на месте «Лиры» откры­ли пер­вый в Совет­ском Сою­зе «Мак­до­нал­дс» (Боль­шая Брон­ная ул., 29) (6) А жаль, моск­ви­чи стар­ше­го поко­ле­ния рас­ска­зы­ва­ют, что в 1970‑е годы сюда ходи­ли «поиг­рать» в загра­ни­цу – там лати­ни­цей было напи­са­но «bar», пода­ва­ли кок­тей­ли с тру­боч­ка­ми и кофе­ёк в изящ­ных фаян­со­вых чашеч­ках… И Лиоз­но­вой по этой же при­чи­не кафе при­гля­ну­лось – в сте­нах «Лиры» сни­ма­ли эпи­зод, когда дама с лисой (Инна Улья­но­ва) при­ста­ёт к Штир­ли­цу, при­шед­ше­му в ресто­ран на встре­чу со связ­ным. Пья­ная жен­щи­на заяв­ля­ет: «В люб­ви я – Эйн­штейн». Штир­лиц, что­бы отвя­зать­ся от неё, про­сит подо­ждать его на ули­це: «Иди начер­ти пару фор­мул».

А вот встре­ча Штир­ли­ца с женой (Эле­о­но­ра Шаш­ко­ва) в кафе «Elefant» сни­ма­лась не в ресто­ра­не, а в пави­льо­не кино­сту­дии им. Горь­ко­го. Кста­ти, изна­чаль­но этой сце­ны не было ни в кни­ге, ни в сце­на­рии. Идею режис­сё­ру подал Вяче­слав Тихо­нов. Исто­рию про то, как аген­ты раз­вед­ки вынуж­де­ны тай­ком, изда­ле­ка видеть­ся со сво­и­ми жёна­ми, ему рас­ска­зал зна­ко­мый пол­ков­ник, дей­ство­вав­ший под име­нем Гор­дон Лон­сдейл.