Как жила Белоруссия в Советском Союзе

Беларусь называют последним островком СССР на постсоветском пространстве. Здесь до сих пор есть пионерия, колхозы, милиция, КГБ и ГАИ. В 1995 году Беларуси был возвращен советский герб.

mirtesen.ru

УКРУПНЕНИЯ БЕЛОРУССИИ

Бело­рус­сия ста­ла одной из пер­вых 4 совет­ских рес­пуб­лик, под­пи­сав­ших 30 декаб­ря 1922 года Дого­вор об обра­зо­ва­нии СССР. В мар­те 1924 и декабре 1926 года части Витеб­ской (с Витеб­ском), Смо­лен­ской (с Оршей), Гомель­ской (с Гоме­лем) губер­ний были пере­да­ны в состав Бело­рус­ской ССР. Это реше­ние было при­ня­то на засе­да­нии Полит­бю­ро 29 нояб­ря 1923 года. Дан­ные зем­ли были опре­де­ле­ны как «род­ствен­ные ей (БССР) в быто­вом, этно­гра­фи­че­ском и хозяй­ствен­но-эко­но­ми­че­ском отно­ше­ни­ях». Поста­нов­ле­ние под­пи­сал Иосиф Ста­лин.

Изна­чаль­но пла­ни­ро­ва­лось пере­дать БССР губер­нии цели­ком, но, соглас­но пере­пи­си 1920 года, боль­шин­ство насе­ле­ния в них было рус­ским.

В резуль­та­те пер­во­го укруп­не­ния тер­ри­то­рия БССР уве­ли­чи­лась более чем в два раза, коли­че­ство насе­ле­ния выро­сло с 1,6 млн до 4,2 млн чело­век.

В резуль­та­те вто­ро­го укруп­не­ния насе­ле­ние рес­пуб­ли­ки уве­ли­чи­лось на 650 тысяч чело­век и соста­ви­ло в общей слож­но­сти око­ло 5 млн чело­век. Восточ­ная гра­ни­ца БССР ста­ла соот­вет­ство­вать восточ­ной гра­ни­це Вели­ко­го кня­же­ства Литов­ско­го перед пер­вым раз­де­лом Речи Поспо­ли­той.

ТАРАШКЕВИЦА И БЕЛОРУССКИЙ ЯЗЫК

Бело­рус­ский язык был нор­ми­ро­ван в годы совет­ской вла­сти. В 1918 году пре­по­да­ва­тель Пет­ро­град­ско­го уни­вер­си­те­та Бро­ни­слав Тараш­ке­вич под­го­то­вил первую грам­ма­ти­ку бело­рус­ско­го язы­ка, впер­вые нор­ма­ли­зо­вав орфо­гра­фию.

Так появи­лась так назы­ва­е­мая тараш­ке­ви­ца – язы­ко­вая нор­ма, позд­нее при­ня­тая в бело­рус­ской эми­гра­ции.

В 1933 году тараш­ке­ви­це была про­ти­во­по­став­ле­на грам­ма­ти­ка бело­рус­ско­го язы­ка кото­рая была созда­на в резуль­та­те язы­ко­вых реформ 1930-х годов. Она закре­пи­лась и исполь­зо­ва­лась в Бело­рус­сии до 2005 года, когда была про­ве­де­на ее частич­ная уни­фи­ка­ция с тараш­ке­ви­цей.

В 1920-х годах на офи­ци­аль­ном гер­бе БССР фра­за «Про­ле­та­рии всех стран соеди­няй­тесь!» была напи­са­на на четы­рех язы­ках: рус­ском, поль­ском, иди­ше и тараш­ке­ви­це.

Кро­ме бело­рус­ско­го язы­ка и тараш­ке­ви­цы есть еще одна фор­ма быто­ва­ния бело­рус­ской речи – тра­сян­ка. Она пред­став­ля­ет собой смесь рус­ско­го и бело­рус­ско­го язы­ков, она встре­ча­ет­ся повсе­мест­но в Бело­рус­сии и сей­час. Сре­ди её язы­ко­вых ана­ло­гов – сур­жик (смесь рус­ско­го с укра­ин­ским), рас­про­стра­нен­ный на Укра­и­не и в южных обла­стях Рос­сии.

БЕЛОРУССКАЯ НЕФТЬ

6 авгу­ста 1958 года по рас­по­ря­же­нию Сове­та Мини­стров СССР на левом бере­гу Запад­ной Дви­ны неда­ле­ко от Полоц­ка нача­лось стро­и­тель­ство круп­но­го про­мыш­лен­но­го ком­плек­са – Ново­по­лоц­ко­го неф­те­пе­ре­ра­ба­ты­ва­ю­ще­го заво­да.

Завод стро­ил­ся «всем миром», в СССР была объ­яв­ле­на Все­со­юз­ная удар­ная ком­со­моль­ская строй­ка.

Место было выбра­но не слу­чай­но. Бли­зо­сть запад­ных гра­ниц дава­ла воз­мож­но­сть экс­пор­та в стра­ны Запад­ной Евро­пы, завод мог обес­пе­чи­вать нефтью запад­ные обла­сти СССР, а рас­по­ло­жен­ный рядом Полоцк слу­жил удоб­ным транс­порт­ным узлом.

Пер­во­на­чаль­но мощ­но­сть заво­да была рас­счи­та­на на пере­ра­бот­ку 6 млн тонн сырой неф­ти в год.

9 фев­ра­ля 1963 года в Ново­по­лоц­ке (город был «рож­ден строй­кой») полу­чи­ли пер­вый бело­рус­ский бен­зин. НАФТАН до сих пор явля­ет­ся круп­ней­шим неф­те­пе­ре­ра­ба­ты­ва­ю­щим пред­при­я­ти­ем Бела­ру­си.

УДОБРЕНИЯ

В годы совет­ской вла­сти Бело­рус­сия ста­ла одним из круп­ней­ших про­из­во­ди­те­лей и экс­пор­те­ров калий­ных удоб­ре­ний в мире. В 1958 году на бело­рус­ском Поле­сье нача­ли осва­и­вать откры­тое в 1949 году Ста­ро­бин­ское место­рож­де­ние калий­ных солей.

Здесь же был постро­ен един­ствен­ный в Бела­ру­си «город шах­те­ров» Соли­гор­ск.

В 1980-х «Бела­русь­ка­лий» зани­мал 17 % миро­во­го рын­ка калий­ных удоб­ре­ний.

Раз­вал Сою­за пред­при­я­тие пере­жи­ло с ослож­не­ни­я­ми, но сего­дня, по дан­ным Меж­ду­на­род­ной ассо­ци­а­ции удоб­ре­ний, «Бела­русь­ка­лий» выпус­ка­ет седь­мую часть миро­во­го объ­е­ма калий­ных удоб­ре­ний, экс­пор­ти­руя свою про­дук­цию в более чем в 70 стран.

ГИГАНТЫ

Бело­рус­сия и сего­дня сла­вит­ся сво­и­ми авто­мо­би­ля­ми-гиган­та­ми. Назва­ние «БелАЗ» ста­ло нари­ца­тель­ным. Совет­ские дети так назы­ва­ли любые очень боль­шие гру­зо­ви­ки.

Пер­вый карьер­ный само­свал появил­ся в СССР в 1951 году. Это был пред­ше­ствен­ник БелА­за МАЗ-525, выпус­кав­ший­ся на Мин­ском авто­за­во­де с 1951 по 1959 годы. После, до 1967 года – на БелА­Зе. Гру­зо­подъ­ём­но­сть маши­ны состав­ля­ла 25 тонн. На нём впер­вые появил­ся 12-цилин­дро­вый дизель, гид­ро­уси­ли­тель руля, пла­не­тар­ные редук­то­ры в сту­пи­цах зад­них колёс. Меж­ду дви­га­те­лем и сцеп­ле­ни­ем была уста­нов­ле­на гид­ро­муф­та.

Зад­ние колё­са МАЗа-525 диа­мет­ром 172 см кре­пи­лись к кузо­ву жёст­ко, без под­вес­ки.

В 1965 году на Бело­рус­ском авто­за­во­де в Жоди­но начал­ся выпуск кар­ди­наль­но ново­го само­сва­ла – БелА­За-540, одно­го из луч­ших карьер­ных само­сва­лов в мире. Этот гигант стал пер­вым обла­да­те­лем Зна­ка каче­ства и был насто­я­щим про­ры­вом тех­но­ло­ги­че­ской мыс­ли. БелАЗ-540 был пер­вым авто­мо­би­лем, про­из­ве­ден­ным в СССР, с гид­роп­нев­ма­ти­че­ской под­вес­кой колес, объ­еди­нен­ны­ми гид­ро­си­сте­ма­ми уси­ли­те­ля руля и подъ­ем­ни­ка кузо­ва.

В БелА­Зе-540 был при­ме­нен вин­то­вой руле­вой меха­низм, гид­ро­ме­ха­ни­че­ская транс­мис­сия, пнев­мо­гид­рав­ли­че­ская под­вес­ка зад­не­го и перед­не­го мостов и свар­ная рама короб­ча­то­го сече­ния.

К 1986 году БелАЗ выпус­кал до 6000 машин в год (поло­ви­на их миро­во­го про­из­вод­ства).

БелА­Зы оста­ют­ся самы­ми круп­ны­ми авто­мо­би­ля­ми на тер­ри­то­рии быв­ше­го Совет­ско­го Сою­за, они рабо­та­ют почти в 50 стра­нах мира.

БЫТОВАЯ ТЕХНИКА

Бело­рус­сия в годы СССР была одним из глав­ных про­из­во­ди­те­лей высо­ко­ка­че­ствен­ной элек­тро­ни­ки и быто­вой тех­ни­ки. Куль­то­вы­ми ста­ли тран­зи­стор­ные радио­при­ем­ни­ки семей­ства Спи­до­ла, выпус­кав­ши­е­ся на Мин­ском радио­за­во­де с 1960-го года. Их мас­со­вый выпуск начал­ся в 1962-м.

На Мин­ском радио­за­во­де так­же выпус­ка­лись теле­ви­зо­ры «Гори­зонт», быв­шие в СССР одни­ми из самых попу­ляр­ных.

Сла­ви­лась Бело­русь в совет­ское вре­мя и сво­и­ми холо­диль­ни­ка­ми, выпус­ка­е­мы­ми на Мин­ском заво­де. Здесь впер­вые в СССР были раз­ра­бо­та­ны двух­ка­мер­ные холо­диль­ни­ки, моро­зиль­ни­ки и пено­по­ли­уре­та­но­вая теп­ло­изо­ля­ция. Бело­рус­ские Холо­диль­ни­ки шли на экс­порт боль­ше, чем в 10 стран Евро­пы и Азии. Пер­вый холо­диль­ник был выпу­щен в 1962 году.

Инте­рес­ный факт: в 1959–1961 годах на Мин­ском радио­за­во­де рабо­тал тока­рем Ли Хар­ви Освальд, един­ствен­ный офи­ци­аль­ный подо­зре­ва­е­мый в убий­стве Джо­на Кен­не­ди.

В Мин­ске он встре­тил свою жену Марию Пру­са­ко­ву. В совет­ской Бело­рус­сии у Осваль­дов роди­лась дочь Джун. Они уеха­ли из Мин­ска 22 мая 1962 года. До собы­тий, бла­го­да­ря кото­рым Ли Хар­ви «про­сла­вит­ся», оста­ва­лось мень­ше полу­то­ра лет. После смер­ти мужа Мари­на Освальд попа­дет на облож­ку жур­на­ла Time.

БЕЛОВЕЖСКАЯ ПУЩА

Гово­ря о Бело­рус­сии, нель­зя не упо­мя­нуть Бело­веж­скую пущу. Запо­вед­ник был учре­жден Поста­нов­ле­ни­ем Сове­та Народ­ных Комис­са­ров 4 янва­ря 1940 года. До сих пор это один из круп­ней­ших тури­сти­че­ских цен­тров Рес­пуб­ли­ки Бела­русь. Через Бело­веж­скую пущу про­хо­дит госу­дар­ствен­ная гра­ни­ца меж­ду Поль­шей и Бела­русью.

8 декаб­ря 1991 года в пра­ви­тель­ствен­ной рези­ден­ции Вис­ку­ли, кото­рая нахо­дит­ся на тер­ри­то­рии Бело­веж­ской пущи, Рос­сия, Укра­и­на и Бело­рус­сия под­пи­са­ли доку­мент, кото­рый вошёл в исто­рию как «Бело­веж­ское согла­ше­ние». Он кон­ста­ти­ро­вал: «Союз ССР как субъ­ект меж­ду­на­род­но­го пра­ва и гео­по­ли­ти­че­ская реаль­но­сть пре­кра­ща­ет своё суще­ство­ва­ние». О раз­ва­ле СССР нынеш­ний пре­зи­дент Бела­ру­си Алек­сан­др Лука­шен­ко жале­ет и сего­дня, что под­чер­ки­ва­ет в каж­дом вто­ром интер­вью.