Работал против страны. И советовал Ельцину отдать Курилы

Книги Солженицына – на любителя. Сугубо лично мое мнение.

mirtesen.ru

Во-пер­вых, читать его слог очень тяже­ло. Тяго­мо­ти­на, сумя­ти­ца и тяже­лю­щие фра­зы. Кто сам еще не про­во­дил такой экс­пе­ри­мент – попро­буй­те! Открой­те, напри­мер, кни­гу «Пятое коле­со» и, думаю, пяти минут вам хва­тит, что­бы боль­ше не про­во­дить такие экс­пе­ри­мен­ты над собой.

А некий фурор его книг в совет­ское вре­мя я срав­ню с совет­ским же филь­мом «Фон­тан». Там по сюже­ту филь­ма к доч­ке, вышед­шей замуж и про­жи­ва­ю­щей тепе­рь в горо­де, при­ез­жа­ет ста­рик-отец из кишла­ка Сред­ней Азии. По-рус­ски он не гово­рит ни сло­ва.

В этом же «хру­щев­ском» город­ском дво­ре про­жи­ва­ет вдо­ва, как она счи­та­ет, «вели­ко­го поэта». В момент при­ез­да ста­ри­ка вдо­ва как раз веша­ет таб­лич­ку на дом – здесь, мол, про­жи­вал вели­кий поэт – и по это­му слу­чаю соби­ра­ет дру­зей умер­ше­го. Те начи­на­ют читать «вели­кие» сти­хи поэта. Какую-то гали­ма­тью. С апло­дис­мен­та­ми, конеч­но.

В это вре­мя опять же во дво­ре про­ры­ва­ет тру­бу и отту­да вверх выно­сит­ся струя воды. Ста­рик, обе­зу­мев­ший от уви­ден­но­го, – у него ведь дома не то что гло­ток, а каж­дая кап­ля воды на сче­ту – несет­ся по дво­ру в надеж­де кого-нибудь уви­деть и при­звать сроч­но заткнуть этот фон­тан. И вот он видит эту тол­пу дру­зей поэта, под­бе­га­ет к ним и начи­на­ет эмо­ци­о­наль­но рас­ска­зы­вать о слу­чив­шем­ся.

Есте­ствен­но, на сво­ем непо­нят­ном род­ном язы­ке. После это­го спи­ча все собрав­ши­е­ся друж­но апло­ди­ру­ют ста­ри­ку…

Во-вто­рых, поче­му Сол­же­ни­цын – на люби­те­ля, пото­му что в сво­их кни­гах он сде­лал став­ку на очер­не­нии совет­ско­го строя и СССР. И все фак­ты – непро­ве­рен­ные и выду­ман­ные – бро­са­лись им в топ­ку это­го книж­но­го очер­не­ния.

Более того! Вот бла­го­да­ря чему он стал так изве­стен и попу­ля­рен в нача­ле 70-х ? Бла­го­да­ря пуб­ли­ка­ций его книг на Запа­де. Они вышли в 28 стра­нах мира, а наи­боль­шее чис­ло пере­во­дов было сде­ла­но в США и ФРГ. То есть, кни­ги были пере­ве­де­ны, они были – не на рус­ском. И Запа­ду было пле­вать на его «худо­же­ствен­ный рус­ский», ему было не пле­вать на все новые и новые циф­ры и фак­ты, уни­что­жа­ю­щие СССР. То есть, писа­тель­ский талант Сол­же­ни­цы­на здесь был совсем не при­чем!

А что сто­ит химе­ра о 45 мил­ли­о­нах погиб­ших совет­ских граж­дан во вре­ме­на Вели­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны вме­сто обще­при­ня­тых 25, и 66 мил­ли­о­нах «жертв Ста­ли­на»?

Или то, как в нача­ле 90-х он усерд­но убеж­дал Ель­ци­ны отдать Куриль­ские ост­ро­ва Япо­нии! «Я изу­чил всю исто­рию ост­ро­вов с XII века. Не наши это, Борис Нико­ла­е­вич, ост­ро­ва. Нуж­но отдать. Но доро­го…»

Ну, понят­но, хотел «хай­па­нуть»!

И Нобе­лев­ская пре­мия «по лите­ра­ту­ре» в 1970-м году (впер­вые нобе­лев­ку дава­ли писа­те­лю, кото­рый напи­сал свое пер­вое про­из­ве­де­ние все­го за восе­мь лет до вру­че­ния) – это вот за этот хайп.

Ну, как «Золо­той гло­бус» «Леви­а­фа­ну» в 2015-м – как за луч­ший фильм, пока­зав­ший серо­сть жиз­ни в Рос­сии.

Ну, и, в-тре­тьих, нако­нец, что не уве­ли­чи­ва­ет чис­ло поклон­ни­ков твор­че­ства Сол­же­ни­цы­на – это не самые луч­шие, как мне кажет­ся, чело­ве­че­ские каче­ства писа­те­ля.

Есть такие люди – кото­рые кри­ти­ку­ют все и вез­де. Всем веч­но недо­воль­ны! Так вот Сол­же­ни­цын кри­ти­ко­вал все! Сна­ча­ла – совет­ский строй и совет­скую эпо­ху. Пере­ехав на Запад – запад­ное обще­ство и его демо­кра­тию, за что от него там потом отвер­ну­лись. Ну, а вер­нув­шись в Рос­сию, – уже новую оте­че­ствен­ную демо­кра­тию, Ель­ци­на, Гай­да­ра и всех, кто там попа­дал­ся под руку.

Но самый боль­шой вывод о нем мож­но сде­лать из его пове­де­ния «в зоне». Суще­ству­ет неко­то­рые дока­за­тель­ства, что он был «лагер­ным сту­ка­чом». И это, преж­де все­го, – обви­не­ния запад­но­гер­ман­ско­го лите­ра­то­ра и кри­ми­но­ло­га Фран­ка Арнау, кото­рый ссы­лал­ся на копию авто­гра­фа так назы­ва­е­мо­го «доно­са Вет­ро­ва» от 20 янва­ря 1952 года.

Работал против страны. И советовал Ельцину отдать Курилы

Пово­дом же для обви­не­ний ста­ло опи­са­ние самим Сол­же­ни­цы­ным в гла­ве 12 вто­ро­го тома «Архи­пе­ла­га ГУЛАГ» про­цес­са вер­бов­ки его сотруд­ни­ка­ми НКВД в осве­до­ми­те­ли (под псев­до­ни­мом «Вет­ров»).

Прав­да, в даль­ней­шем Сол­же­ни­цын пишет, что ни на кого не сту­чал, ни на кого не доно­сил и вооб­ще – опе­ра, кото­рый его завер­бо­вал, он послал.

Тепе­рь давай­те логи­че­ски помыс­лим. Если агент «Вет­ров» яко­бы после вер­бов­ки послал опе­ра, то – что с ним долж­но было про­изой­ти даль­ше? А даль­ше Сол­же­ни­цы­на назна­чи­ли бри­га­ди­ром! Буг­ром! То есть, наш герой идет на повы­ше­ние после того, как отка­зал­ся сотруд­ни­чать!..

Даль­ше еще инте­рес­нее. Он не справ­ля­ет­ся с обя­зан­но­стя­ми Буг­ра, и его пере­во­дят в сто­ло­вую, хле­бо­ре­зом. Хле­бо­рез в зоне – долж­но­сть самая высо­кая, это золо­тое место, обыч­но­му зеку даже на кило­метр не подой­ти к такой рабо­те. Еще раз – Сол­же­ни­цын про­ва­ли­ва­ет рабо­ту Буг­ра, и его не нака­зы­ва­ют, а, наобо­рот, ему доста­ет­ся самая хлеб­ная долж­но­сть.

Работал против страны. И советовал Ельцину отдать Курилы

Вар­лам Шала­мов

Но еще боль­ше цен­но здесь мне­ние извест­но­го на тот момент вре­ме­ни писа­те­ля Вар­ла­ма Шала­мо­ва, сидев­ше­го с ним в одной «зоне». Шала­мов, как извест­но, тер­петь не мог Сол­же­ни­цы­на – но не из-за писа­тель­ской рев­но­сти, наобо­рот, Шала­мов в то вре­мя был зна­чи­тель­но «выше» Сол­же­ни­цы­на в сво­их «Колым­ских рас­ска­зах».

Шала­мов, по-види­мо­му, пре­крас­но пони­мал, что мог тво­рить агент «Вет­ров» и чем была опла­че­на его повы­шен­ная пай­ка. Он, отси­дев­ший столь­ко лет, не мог это­го не уви­деть. Отсю­да такое непри­я­тие Сол­же­ни­цы­на на «зоне», отсю­да и рез­кое отме­же­ва­ние от него.