На Украине декоммунизировали Деда Мороза

В Киеве случился смешной скандал, связанный с новогодней елкой, которую установили на Софийской площади. Вместо обычной звезды ее венчала островерхая шляпа, похожая на головной убор волшебника Гэндальфа. Однако против этого выступили представители националистической Православной церкви Украины. Они усмотрели в необычном навершии ведьминский колпак, оскорбляющий чувства верующих. После чего таинственная шляпа быстро исчезла, успев породить множество сетевых мемов и анекдотов.

vz.ru

«У нас же сей­час вре­мя какое: мед­ве­дя на елку нель­зя – он рус­ский. Деда Моро­за нель­зя – он совет­ский. То нель­зя, это нель­зя – для твор­че­ства вооб­ще ниче­го не оста­лось!» – пожа­ло­вал­ся на это арт-мене­джер Игорь Доб­руц­кий, кото­рый надел на елку зло­по­луч­ную шля­пу. В ито­ге ее заме­ни­ли на звез­ду – но толь­ко вось­ми­ко­неч­ную, что­бы она ни в коем слу­чае не похо­ди­ла на офи­ци­аль­но запре­щен­ный после Евро­май­да­на ком­му­ни­сти­че­ский сим­вол. Ведь пяти­ко­неч­ные звез­ды выкор­че­вы­ва­ли даже из эле­мен­тов деко­ра, раз­ме­щен­ных на архи­тек­тур­ных памят­ни­ках в цен­тре Кие­ва.

Эта рож­де­ствен­ская исто­рия с укра­ин­ской спе­ци­фи­кой напом­ни­ла про уди­ви­тель­ный фено­мен борь­бы с «совет­ским» Дедом Моро­зом, кото­рая раз­вер­ну­лась на Укра­и­не в эпо­ху неви­дан­но­го досто­ин­ства и без­гра­нич­ной сво­бо­ды. Про­фес­си­о­наль­ные пат­ри­о­ты запи­са­ли ска­зоч­но­го пер­со­на­жа в про­скрип­ци­он­ные спис­ки вра­гов укра­ин­ской нации, объ­явив его аген­том Крем­ля, кото­рый ока­зы­ва­ет нега­тив­ное вли­я­ние на неокреп­шее созна­ние малень­ких укра­ин­цев. При этом они мно­го­зна­чи­тель­но под­чер­ки­ва­ют, что Дед Мороз появил­ся в СССР в ста­лин­ские трид­ца­тые годы. Соглас­но рас­про­стра­нен­ной в наци­о­на­ли­сти­че­ских кру­гах вер­сии, его про­то­ти­пом яко­бы послу­жил Павел Посты­шев, кото­рый орга­ни­зо­вал в Харь­ко­ве первую совет­скую елку. А то и сам вождь наро­дов, бла­го­склон­но под­дер­жав­ший этот ново­год­ний почин.

«В самый раз­гар репрес­сий спе­ци­аль­ная «мето­дич­ка» с деталь­но про­пи­сан­ным сце­на­ри­ем вве­ла весе­ло­го ста­ри­ка с белой боро­дой в крас­ной шубе и с подар­ка­ми на ново­год­ние празд­ни­ки в совет­ских дет­са­дах и шко­лах, тру­до­вых и проф­со­юз­ных кол­лек­ти­вах… Про­ле­тар­ская идео­ло­гия и пла­ны «миро­во­го пожа­ра» были вопло­ще­ны в ново­год­ней елке, как и во всем совет­ском быту. Дети при­хо­ди­ли на них в костю­мах крас­но­ар­мей­цев или удар­ни­ков тру­да, пели о дости­же­ни­ях геро­ев-лет­чи­ков, поко­ри­те­лей Арк­ти­ки и нагляд­но объ­яс­ня­ли, что совет­ский Новый год несрав­нен­но луч­ше бур­жу­аз­но­го Рож­де­ства…. Дав­но нет Совет­ско­го Сою­за, забы­ты или отверг­ну­ты тогдаш­ние реаль­ные и про­па­ган­дист­ские, и ска­зоч­ные герои – а Дед Мороз про­дол­жа­ет рабо­тать на Укра­и­не, уже и на Новый год, и на Рож­де­ство, кото­рое вер­ну­лось в празд­нич­ный кален­дарь», – писа­ла об этом жур­на­лист­ка радио «Сво­бо­да» Бог­да­на Костюк в ста­тье с гово­ря­щим назва­ни­ем «Дед Мороз – ска­зоч­ный пер­со­наж совет­ской про­па­ган­ды».

Борь­ба с совет­ской про­па­ган­дой явля­ет­ся глав­ной идео­ло­ги­че­ской уста­нов­кой пост­май­дан­ной Укра­и­ны – а пото­му ста­ри­ку в шубе при­хо­дит­ся в послед­ние годы неслад­ко. Несколь­ко лет назад пред­ста­ви­те­ли уль­тра­пра­вой орга­ни­за­ции «Брат­ство» устро­и­ли демон­стра­тив­ную казнь Деда Моро­за и его внуч­ки Сне­гу­роч­ки, пове­сив их в цен­тре Кие­ва. Во Льво­ве раз­да­ют глум­ли­вые памят­ки, помо­га­ю­щие отли­чать «ста­лин­ско­го пер­со­на­жа» от пра­виль­но­го героя, кото­рым явля­ет­ся для пат­ри­о­тов Свя­той Нико­лай. А укра­ин­ские вла­сти всех уров­ней мас­со­во отка­зы­ва­ют­ся от подо­зри­тель­но­го «про­рос­сий­ско­го» боро­да­ча во вре­мя офи­ци­оз­ных празд­но­ва­ний Ново­го года и Рож­де­ства.

Этот пред­но­во­год­ний анти­ком­му­ни­сти­че­ский джи­хад явля­ет­ся уни­каль­ным явле­ни­ем. Оно не име­ет ана­ло­гов не толь­ко на Запа­де, но даже на тер­ри­то­рии Восточ­ной Евро­пы. Я посе­щал под Новый год стра­ны Бал­тии, быв­шие рес­пуб­ли­ки Юго­сла­вии, Алба­нию, Поль­шу – но ни разу не слы­шал там о репрес­си­ях про­тив Деда Моро­за. Мест­ные инкар­на­ции героя совет­ских утрен­ни­ков – Деда Мраз, Баба­дим­ри, Кале­ду Сеня­лис, Сала­ве­цис, Йыулу­ва­на – по-преж­не­му сохра­ня­ют свою попу­ляр­но­сть, не опа­са­ясь, что их под­ве­дут под поли­ти­че­скую ста­тью. А поль­ский Дзе­дек Мроз даже заи­мел недав­но офи­ци­аль­ную рези­ден­цию, рас­по­ло­жен­ную на фаб­ри­ке елоч­ных игру­шек в горо­де Кенштин.Вы не пове­ри­те, но эту борь­бу с Дедом Моро­зом одна­жды пря­мо отнес­ли к деком­му­ни­за­ци­он­ной кам­па­нии. «К нам обра­ти­лись с элек­трон­ным пись­мом пред­ста­ви­те­ли роди­тель­ской обще­ствен­но­сти горо­да с целью помо­щи и под­держ­ки в деком­му­ни­за­ции систе­мы обра­зо­ва­ния, а имен­но отно­си­тель­но умест­но­сти при­гла­ше­ния на ново­год­ние празд­ни­ки в дошколь­ные и обще­об­ра­зо­ва­тель­ные учеб­ные заве­де­ния Деда Моро­за и Сне­гу­роч­ки, пото­му что это пере­жит­ки «ста­рой» систе­мы, а у укра­ин­ско­го наро­да есть свя­той Нико­лай», – напи­са­ла пресс-служ­ба управ­ле­ния обра­зо­ва­ния и нау­ки в горо­де Ива­но-Фран­ков­ске, высо­ко под­ни­мая план­ку пара­но­и­даль­но­го безу­мия – кото­рое дей­стви­тель­но напо­ми­на­ет про атмо­сфе­ру трид­ца­тых годов про­шло­го века.

На Укра­и­не такой номер бы не про­шел. В нача­ле декаб­ря наци­о­на­ли­сты напа­ли на фаб­ри­ку игру­шек в рас­по­ло­жен­ном под Кие­вом посел­ке Клав­ди­е­во-Тара­со­во – пото­му что там выпу­сти­ли елоч­ные шары по зака­зу рос­сий­ской армии, что­бы убе­речь от разо­ре­ния зна­ме­ни­тое пред­при­я­тие, не выдер­жи­ва­ю­щее кон­ку­рен­ции с игруш­ка­ми из ком­му­ни­сти­че­ско­го Китая. При­чем все идео­ло­ги­че­ски непра­виль­ные изде­лия были уни­что­же­ны пря­мо на тер­ри­то­рии цеха, под при­смот­ром при­е­хав­ших на место пре­ступ­ле­ния поли­цей­ских. А нажа­ло­вав­ший­ся на игруш­ки донос­чик с гор­до­стью отчи­ты­ва­ет­ся о сво­ем вкла­де в борь­бу про­тив рос­сий­ской угро­зы.

Впро­чем, что там игруш­ки. Как извест­но, на Укра­и­не офи­ци­аль­но деком­му­ни­зи­ро­ва­ли все­на­род­но люби­мый бренд «Совет­ское шам­пан­ское», испол­ня­ю­щая обя­зан­но­сти мини­стра здра­во­охра­не­ния Улья­на Супрун кри­ти­ко­ва­ла «сов­ко­вые» сала­ты «Селед­ка под шубой» и «Оли­вье», а на Мас­ле­ни­цу пат­ри­о­ты объ­яв­ля­ют вой­ну чуже­род­ным для укра­ин­ско­го желуд­ка бли­нам, кото­рые тоже при­рав­ни­ва­ют­ся к инстру­мен­ту куль­тур­но­го вли­я­ния ковар­ной стра­ны-агрес­со­ра.

«Этно­граф Гали­на Олей­ник счи­та­ет, что наше совре­мен­ное пред­став­ле­ние о Мас­ле­ни­це – след­ствие сове­ти­за­ции Укра­и­ны, боль­ше­вист­ско­го режи­ма. Власть искус­ствен­но пыта­лась создать один народ и заме­нить все при­выч­ные тра­ди­ции мас­со­вы­ми празд­ни­ка­ми и пьян­кой. На Укра­и­не над «бли­на­ми» пре­об­ла­да­ли варе­ни­ки, а празд­но­ва­ли запуск поста совсем по-дру­го­му, чем в Мос­ков­ском цар­стве» – напи­сал об этом поли­ти­че­ский ресурс «Укра­ин­ская прав­да».

Конеч­но, вся эта исте­рия не дости­га­ет заяв­лен­ных целей. Мил­ли­о­ны укра­ин­цев про­дол­жа­ют празд­но­вать Новый год с уча­сти­ем Деда Моро­за, с удо­воль­стви­ем едят салат «Оли­вье» и бли­ны, про­смат­ри­вая за празд­нич­ным сто­лом полу­за­пре­щен­ный на Укра­и­не фильм «Чаро­деи», где сни­мал­ся вне­сен­ный на «Миро­тво­рец» Вален­тин Гафт. Тепе­рь, после смер­ти выда­ю­ще­го­ся акте­ра, на его лич­ном деле сто­ит печать: «лик­ви­ди­ро­ван».

Жите­ли деком­му­ни­зи­ро­ван­но­го до осно­ва­ния госу­дар­ства под­ни­ма­ют бока­лы с «Сове­тОВ­ским» шам­пан­ским, кото­рое выпус­ка­ет­ся тепе­рь на Киев­ском заво­де шам­пан­ских вин. И мно­гие из них искрен­не жела­ют вер­нуть­ся к нор­маль­ной жиз­ни, где боль­ше не будет этих фан­та­сти­че­ских ору­эл­лов­ских кош­ма­ров.