Порты Прибалтики лишились последнего клиента. Россия увела Казахстан

Пока западный мир грозит неугодным странам то одним, то вторым, то третьим, Россия тихой сапой применила к Прибалтике такие санкции, что думаешь,- как они, прибалты, бедные, вообще теперь будут выживать. Но ведь – поделом им! За такую невменяемую русофобскую политику!

mirtesen.ru

Вслед за Бело­рус­си­ей о сво­ем ухо­де из при­бал­тий­ских пор­тов объ­явил тепе­рь и Казах­стан. Он выста­вил на тор­ги акци­о­нер­ное обще­ство «Venspils grain terminal». Этот гру­зо­вой тер­ми­нал в лат­вий­ском пор­ту, при­над­ле­жав­ший наше­му союз­ни­ку по ЕАЭС, спе­ци­а­ли­зи­ро­вал­ся на хра­не­нии, пере­ра­бот­ке, скла­ди­ро­ва­нии и отправ­ке зер­но­вых и дру­гих сель­ско­хо­зяй­ствен­ных гру­зов.

Зер­но явля­ет­ся основ­ной экс­порт­ной куль­ту­рой Казах­ста­на, и Вен­спил­ский порт полу­чал огром­ные дохо­ды, зани­ма­ясь пере­вал­кой казах­ских гру­зов.

Но с построй­кой Рос­си­ей более совре­мен­ных и тех­но­ло­гич­ных пор­тов Усть-Луга, Высоцк и При­мор­ск, сред­нее вре­мя обра­бот­ки гру­зов по срав­не­нию с при­бал­тий­ски­ми зна­чи­тель­но сокра­тит­ся, как и цена пор­то­вых работ.

Порты Прибалтики лишились последнего клиента. Россия увела Казахстан

Порт Усть-Луга

Казах­ста­ну вооб­ще выгод­нее вез­ти свои гру­зы по тер­ри­то­рии одной стра­ны – через Рос­сию, и поль­зо­вать­ся ее пор­та­ми. Это сокра­ща­ет вре­мя транс­пор­ти­ров­ки, нет необ­хо­ди­мо­сти тра­тить вре­мя на пере­се­че­ние гра­ни­цы и на тамо­жен­ные фор­маль­но­сти.

Кро­ме того, лег­че дого­во­рить­ся о дис­кон­те – ведь Казах­стан и Рос­сию свя­зы­ва­ют доб­ро­со­сед­ские отно­ше­ния и член­ство в Тамо­жен­ном сою­зе, что дает неоспо­ри­мые выго­ды в срав­не­нии с лат­вий­ским марш­ру­том.

А в парал­лель к это­му как раз при­шла дру­гая ново­сть – с про­ти­во­по­лож­но­го направ­ле­ния. Евро­со­юз, со сво­ей сто­ро­ны, отка­зал­ся суб­си­ди­ро­вать При­бал­ти­ке поте­рю рос­сий­ско­го тран­зи­та и даже более того – с 2021 года эти стра­ны не будут полу­чать дота­ции как новые чле­ны ЕС.

Основ­ной товар, кото­рый про­дви­га­ют при­бал­ты, – это русо­фо­бия. Веро­ят­нее, он будет нужен и даль­ше, вот толь­ко пла­тить за него гос­по­да-евро­пей­цы тепе­рь отка­зы­ва­ют­ся. Мол, вре­ме­на тяже­лые, пан­де­мия, и все такое… Может, когда-нибудь, потом…

Но При­бал­ти­ке нуж­но кушать ведь здесь и сей­час. Она не может – потом…

Сна­ча­ла при­бал­ты дума­ли, что все это пустые сло­ва. Посме­и­ва­лись над этим. Но сна­ча­ла свои гру­зы ста­ла уби­рать Рос­сия, строя свои новые совре­мен­ные пор­та, а недав­но – после недру­же­ствен­ной рито­ри­ки, свя­зан­ной с пере­из­бра­ни­ем Лука­шен­ко, повер­ну­ла свои гру­зы и Бела­русь.

Кста­ти, Бела­русь…

В Лит­ве все подоб­ные раз­го­во­ры бело­ру­сов счи­та­ли пустой угро­зой – путь через Лит­ву самый корот­кий и, соот­вет­ствен­но, – самый деше­вый. Одна­ко даже при этом еже­год­но Бело­рус­сия пла­ти­ла за тран­зит несколь­ко сот мил­ли­о­нов евро, что суще­ствен­но попол­ня­ло бюд­жет при­бал­тий­ской рес­пуб­ли­ки.

Но за сло­ва­ми нача­лись дей­ствия. Сна­ча­ла в кон­це года состо­я­лась встре­ча мини­стров транс­пор­та Рос­сии и Бела­ру­си, на кото­рой были обго­во­ре­ны дета­ли сотруд­ни­че­ства. Был под­нят вопрос о скид­ках и ком­пен­са­ци­ях – ну, как без это­го?!..

Поз­же пре­зи­дент Лука­шен­ко попро­сил Вла­ди­ми­ра Пути­на рас­смот­реть воз­мож­но­сть стро­и­тель­ства на Бал­ти­ке бело­рус­ско­го тер­ми­на­ла и встре­тил пол­ное пони­ма­ние со сто­ро­ны рос­сий­ско­го пре­зи­ден­та.

А в кон­це янва­ря вопрос начал вхо­дить в прак­ти­че­ское рус­ло. В Рос­сию с рабо­чим визи­том при­е­хал бело­рус­ский пре­мьер-мини­стр Роман Голов­чен­ко, кото­рый про­вел встре­чу на дан­ную тему с рос­сий­ским кол­ле­гой Миха­и­лом Мишу­ст­и­ным.

Мож­но ска­зать, что дого­вор уже под­пи­сан, а зна­чит, на при­бал­тий­ском тран­зи­те мож­но будет поста­вить точ­ку. При­чем каса­ет­ся это не толь­ко Лит­вы, но и Лат­вии с Эсто­ни­ей.

Рос­сия ранее уже пол­но­стью пре­кра­ти­ла пере­воз­ку через Лат­вию сво­е­го угля. И это ста­ло пово­дом для пись­ма со сто­ро­ны Лат­вии с прось­бой вер­нуть хотя бы его часть, но Рос­сия даже на пись­мо не ста­ла отве­чать.

Нет ни грам­ма сомне­ния, что через пару-трой­ку лет Рос­сия, а так­же ее союз­ни­ки по Тамо­жен­но­му сою­зу, будут отправ­лять все свои гру­зы через рос­сий­ские пор­ты, а, зна­чит, При­бал­ти­ка вооб­ще оста­нет­ся без тран­зит­ных гру­зов, с помо­щью кото­рых на про­тя­же­нии 30 послед­них лет успеш­но попол­ня­ла свой бюд­жет.

Порты Прибалтики лишились последнего клиента. Россия увела Казахстан

Порт Клай­пе­ды

С чем оста­нет­ся При­бал­ти­ка? Даже желез­ным доро­гам трех стран ско­ро нече­го будет пере­во­зить. Толь­ко пере­воз­ки в пре­де­лах Евро­со­ю­за гру­зов из Евро­пы через Поль­шу и обрат­но, ну это – сомни­тель­ный биз­нес.

Поэто­му-то и при­шла еще одна ново­сть.

«Лат­вий­ская желез­ная доро­га» (ЛЖД) выста­вит на аук­ци­он боль­ше четы­рех тысяч тонн метал­ло­ло­ма. Речь идет о рель­сах, эле­мен­тах стре­лок, креп­ле­ни­ях, узлах и дета­лях подвиж­но­го соста­ва. Началь­ная цена — 230 евро за тон­ну. Мно­же­ство локо­мо­ти­вов, ваго­нов и объ­ек­тов недви­жи­мо­сти уже рас­про­да­ли, чет­верть пер­со­на­ла уво­ли­ли. То есть, рас­про­да­ют товар – по цене метал­ло­ло­ма.

О том, что «Лат­вий­ская желез­ная доро­га» — неко­гда доход­ней­шее пред­при­я­тие — испы­ты­ва­ет огром­ные про­бле­мы, узна­ли в стра­не на исхо­де 2019 года. Дирек­тор Госу­дар­ствен­ной желез­но­до­рож­ной адми­ни­стра­ции Юрис Иесал­ниекс заявил тогда в теле­эфи­ре: «Судя по неофи­ци­аль­ной инфор­ма­ции, круп­ней­шие рос­сий­ские гру­зо­от­пра­ви­те­ли под­пи­са­ли со сво­им пра­ви­тель­ством гра­фик сокра­ще­ния гру­зо­по­то­ков через лат­вий­ские пор­ты. На этот раз к вопро­су подо­ш­ли очень серьез­но. Мы видим это уже сей­час. Объ­е­мы гру­зов, и так низ­кие, в тече­ние девя­ти меся­цев сокра­ти­лись. Осо­бен­но пло­хо с углем, кото­рый был нашим спа­си­те­лем».

Иесал­ниекс сооб­щил, что «Лат­вий­ская желез­ная доро­га» полу­чи­ла от Мини­стер­ства сооб­ще­ния зада­ние пере­смот­реть рас­хо­ды. Заод­но запро­си­ла из гос­бюд­же­та для обес­пе­че­ния финан­со­во­го рав­но­ве­сия 25 мил­ли­о­нов евро — не счи­тая 15,8 мил­ли­о­на для ком­пен­са­ции трат на обес­пе­че­ние услуг обще­ствен­но­го транс­пор­та. Но уже в янва­ре ста­ло извест­но, что пред­при­я­тию вме­сто все­го это­го в бли­жай­шие меся­цы при­дет­ся уво­лить пол­то­ры тыся­чи работ­ни­ков.

Еще в июле 2020-го были обна­ро­до­ва­ны шоки­ру­ю­щие циф­ры: за пер­вое полу­го­дие объ­ем желез­но­до­рож­ных гру­зо­пе­ре­во­зок в Лат­вии сокра­тил­ся по срав­не­нию с соот­вет­ству­ю­щим пери­о­дом про­шло­го года почти напо­ло­ви­ну и соста­вил 11,563 мил­ли­о­на тонн. При этом основ­ная часть гру­зо­по­то­ка — 70,4% — фор­ми­ру­ет­ся «парт­не­ра­ми» из Рос­сии.

Вот и избав­ля­ют­ся тепе­рь при­бал­ты от став­ших ненуж­ны­ми акти­вов. На тор­гах сей­час 13 теп­ло­во­зов, их общая стар­то­вая цена 878 тысяч евро. А дочер­нее пред­при­я­тие «Лат­вий­ской желез­ной доро­ги» – LDz Cargo – в сере­ди­не авгу­ста выста­ви­ло на откры­тый аук­ци­он 200 гру­зо­вых ваго­нов.

Даже если вдруг и най­дут­ся поку­па­те­ли, – ну, про­ест Лат­вия эти день­ги за месяц, а даль­ше-то что?

Навер­ное, пору­га­ют с утра Рос­сию – и вро­де как позав­тра­ка­ли. Доволь­но сыт­ный такой зав­трак. Но на ужин у них ведь тоже будет русо­фо­бия.

Жри­те, сколь­ко хоти­те, – не пода­ви­тесь!..