Что будет дальше на Украине, зависит от готовности Запада к диалогу, заявил посол России в США Анатолий Антонов. В статье для Foreign Policy он четко и последовательно объяснил позицию России. Однако читатели аргументов Москвы не слышат. «Ну, выйдут войска НАТО к границам России, она похнычет — а дальше что?», — не понимают они.
Чтобы понять Россию, нужно знать нашу историю. Веками наша страна подвергалась нападениям со всех сторон. Не раз нам приходилось защищать Родину на ратном поле.
Тяжелые раны от вторжения нацистов и их приспешников в Советский Союз еще не зажили в памяти русского народа. Мы знаем цену человеческих жертв — ведь мы положили на алтарь победы 27 миллионов жизней. Не только ради самих себя, но и ради освобождения всей Европы от нацистской чумы.
В годы холодной войны Запад клеймил Советский Союз «империей зла» и источником постоянной международной напряженности. Поэтому когда тот перестал существовать, многие ждали некоего золотого века всеобщей любви и дружбы.
Однако этого не произошло. Романтические иллюзии развеялись. Соединенные Штаты немедленно приступили к созданию нового миропорядка, оттеснив Россию на задворки. Когда готовилось объединение Германии, нас заверили, что продвигаться дальше на восток НАТО не будет. Когда же это движение неизбежно началось в 1999 году, наши коллеги возразили, что те заверения были всего лишь приятными дружескими беседами между тогдашним госсекретарем Джеймсом Бейкером (James Baker) и Михаилом Горбачев без каких бы то ни было юридических обязательств.
После распада Советского Союза мы стали свидетелями пяти волн расширения НАТО. На различных мероприятиях в штаб-квартире НАТО в Брюсселе с 2005 года российским представителям неизменно сообщается, что главная угроза альянсу исходит с юга, где находится Иран. Вразумительного ответа на свой простой вопрос «Почему же вы тогда двигаетесь на восток, к границам России?» мы так и не получили.
В последние годы военная активность НАТО значительно активизировалась. Ежегодно в непосредственной близости от территории России проводится порядка 40 крупных учений. Стратегические полеты США вдоль российских границ участились, и в это время они отрабатывают запуски крылатых ракет по целям на территории России. Активизировался альянс и в Черном и Балтийском морях. Для сравнения: по последним оценкам Стокгольмского международного института исследования проблем мира, совокупные военные расходы стран НАТО превышают оборонный бюджет России как минимум в 25 раз.
Сегодня повестка НАТО сосредоточена на привлечении Украины и Грузии. Чем глубже альянс «заползает» на территорию Украины, тем выше угроза российской безопасности — ведь там могут быть размещены ракетные комплексы с минимальным временем подлета и другое дестабилизирующее оружие.
Надо упомянуть и непрекращающийся демонтаж системы коллективной безопасности, созданной после Второй мировой. Вопреки всем нашим призывам США вышли из Договора по противоракетной обороне (ПРО), Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности и Договора по открытому небу. Чего ради? Что выиграл Вашингтон?
Из-за выхода США из Договора по ПРО России ради поддержания стратегической стабильности вынужденно пришлось разрабатывать гиперзвуковое оружие, способное преодолеть любую систему противоракетной обороны. И теперь нам твердят, будто российское оружие создает опасную ситуацию. И это при том, что «оборонительные» американские пусковые установки MK 41, которые уже находятся в Румынии, а скоро будут размещены и в Польше, могут быть адаптированы для запуска наступательных ударных ракет «Томагавк». А когда мы выражаем свое беспокойство, нам по сути говорят: «Просто доверьтесь нам».
Иными словами, политика США в отношении нашей страны напоминает сжатие пружины. Она либо сломается, либо распрямится и нанесет ответный удар. Что прикажете делать в сложившихся обстоятельствах? Не обращать внимания? Вывести войска вглубь России, за Урал?
Что касается шквала критики со стороны НАТО насчет российской якобы «агрессии» против Украины и Грузии, то он вполне предсказуем. Ведь своими действиями мы сорвали планы дальнейшего посягательства на российские границы.
Ситуация донельзя опасная. Никто не должен сомневаться в нашей решимости защищать свою безопасность. Всему есть пределы. Если наши партнеры будут и впредь порождать военно-стратегические реалии, угрожающие существованию нашей страны, то нам придется создать им аналогичные уязвимости. Мы подошли к черте, отступать за которой некуда. Военное освоение Украины странами НАТО — реальная угроза для России.
Требуются безотлагательные действия. Необходимо восстановить принцип равной и неделимой безопасности. Это означает, что ни одно государство не имеет права укреплять свою безопасность за счет других. При наличии политической воли этого можно достичь серьезными, долгосрочными и юридически обязательными гарантиями безопасности.
Мы хотим быть уверены в будущем, и для этого нам нужны обязательства со стороны США и других стран НАТО не расширять альянс и не размещать системы вооружений, представляющие угрозу России, на территориях соседних стран — как членов, так и нечленов альянса.
Важно, чтобы Вашингтон присоединился к одностороннему российскому мораторию на размещение ракет средней дальности наземного базирования. Серьезного рассмотрения требуют и наши предложения об переносе учений прочь от линии соприкосновения Россия-НАТО, а также предложения, направленные на повышение общей предсказуемости и снижение опасной военной активности.
Российские проекты соглашений о гарантиях безопасности были опубликованы во избежание бесчестных спекуляций. Они не посягают на безопасность ни США, ни их союзников по НАТО. Наоборот, они создают условия для деэскалации в Европе, восстановления доверия и усиления взаимодействия для решения глобальных проблем — таких как борьба с пандемией COVID-19, нераспространение оружия массового уничтожения и средств его доставки, восстановление национальных экономик и решение серьезных вопросов в связи с переменой климата.
Европейская безопасность находится на перепутье. Дальнейшее развитие событий зависит от готовности наших западных коллег к предметному диалогу, вместо тактики проволочек и запутывания. Как заметил президент России Владимир Путин, мы не требуем для себя никаких особых, эксклюзивных условий. Российская инициатива насчет юридически обязывающих соглашений о гарантиях безопасности призвана обеспечить равную и надежную безопасность для всех.
Анатолий Антонов — посол России в США