Почему летают украинские самолёты?

На фото: во время презентации нового транспортного самолета Ан-178 грузоподъемностью 15 тонн на госпредприятии "Антонов", 2015 год (Фото: Марина Лысцева/ТАСС)
На фото: во время презентации нового транспортного самолета Ан-178 грузоподъемностью 15 тонн на госпредприятии "Антонов", 2015 год (Фото: Марина Лысцева/ТАСС)

Многие украинские военные самолеты сегодня летают лишь потому, что их летную годность негласно поддерживает Россия

В канун ново­год­них празд­ни­ков укра­ин­ский авиа­пром сде­лал роб­кую попыт­ку немно­го при­под­нять­ся с колен. Если и не на самом деле, то хотя бы в гла­зах соб­ствен­ных сограж­дан, дав­но тос­ку­ю­щих без гром­ких «пере­мог» над Рос­си­ей.

Поэто­му 28 декаб­ря 2021 года «гро­ма­дя­нам» по всем основ­ным теле­ка­на­лам стра­ны нагляд­но доло­жи­ли, буд­то ГП «Анто­нов» чудес­ным обра­зом успеш­но завер­шил мно­го­лет­нюю про­грам­му импор­то­за­ме­ще­ния в рам­ках госу­дар­ствен­но­го кон­трак­та на изго­тов­ле­ние для Воору­жен­ных сил Укра­и­ны воен­но-транс­порт­ных само­ле­тов типа Ан-178. Тех самых Ан-178, скан­даль­ный пуб­лич­ный кон­курс на выбор «народ­но­го име­ни» для кото­рых Киев про­вел в кон­це 2015 года.

Боль­ше все­го голо­сов тогда, напом­ню, набрал вари­ант «Сте­пан Бан­де­ра», кото­рый пред­ло­жил некий мало­из­вест­ный, но убеж­ден­ный, судя по все­му, наци­о­на­ли­ст с гово­ря­щим «псев­до» Ярко Лютый. Имен­но «Сте­па­ном Бан­де­рой», по замыслу орга­ни­за­то­ров, буду­щий воен­но-транс­порт­ный само­лет и дол­жен был бы сего­дня назы­вать­ся. Но на ГП «Анто­нов» вос­тор­же­ство­вал здра­вый смысл. Там сочли новое имя слиш­ком поли­ти­зи­ро­ван­ным. И оста­ви­ли маши­ну вооб­ще без назва­ния.

Оно и логич­но: шесть лет назад про­грам­ма импор­то­за­ме­ще­ния на Ан-178 толь­ко начи­на­лась. И ник­то не знал, удаст­ся ли вопло­тить в жиз­нь видо­из­ме­нен­ный про­ект без уча­стия Рос­сии. А вдруг все же не полу­чит­ся обой­тись без содей­ствия Моск­вы? Ну и какой для подоб­но­го вынуж­ден­но­го сотруд­ни­че­ства с «Пер­во­пре­столь­ной» к чер­тям «Сте­пан Бан­де­ра»?

На фото: мэр Киева Виталий Кличко (в центре) и президент-генеральный конструктор государственного предприятия "Антонов" Дмитрий Кива (справа) во время презентации нового транспортного самолета Ан-178 грузоподъемностью 15 тонн на госпредприятии "Антонов", 2015 год (Фото: Марина Лысцева/ТАСС)

На фото: мэр Кие­ва Вита­лий Клич­ко (в цен­тре) и пре­зи­дент-гене­раль­ный кон­струк­тор госу­дар­ствен­но­го пред­при­я­тия «Анто­нов» Дмит­рий Кива (спра­ва) во вре­мя пре­зен­та­ции ново­го транс­порт­но­го само­ле­та Ан-178 гру­зо­подъ­ем­но­стью 15 тонн на гос­пред­при­я­тии «Анто­нов», 2015 год (Фото: Мари­на Лысцева/ТАСС)

Что­бы смот­ре­лась пре­зен­та­ция пона­гляд­нее, в минув­ший втор­ник из завод­ско­го цеха «Анто­но­ва» под зву­ки чару­ю­ще­го валь­са в испол­не­нии воен­но­го оркест­ра и в при­сут­ствии мини­стра обо­ро­ны Укра­и­ны Алек­сея Рез­ни­ко­ва­тор­же­ствен­но выка­ти­ли буд­то бы «пер­вый серий­ный обра­зец Ан-178 (завод­ской номер 001)» гру­зо­подъ­ем­но­стью 18 тоннКак ска­за­но на пре­зен­та­ции, из трех таких машин, зака­зан­ных Мино­бо­ро­ны этой стра­ны.

Рез­ни­ков объ­явил, что таким обра­зом Укра­и­на дела­ет реши­тель­ный и весь­ма широ­кий шаг по соб­ствен­но­му воз­вра­ще­нию в небо. Посколь­ку новый само­лет, раз­ра­ба­ты­ва­е­мый с 2010 года, укра­ин­ские инже­не­ры и кон­струк­то­ры, по его сло­вам, созда­ли на осно­ве самых совре­мен­ных миро­вых инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий. А пред­на­зна­чен он для пере­воз­ки лич­но­го соста­ва, транс­пор­ти­ров­ки гру­зов, а так­же для достав­ки воору­же­ния и лег­кой воен­ной тех­ни­ки поса­доч­ным и пара­шют­ным спо­со­бом. На бор­ту по рас­че­там могут нахо­дить­ся до 100 сол­дат и офи­це­ров.

Рекой хлы­ну­ло было шам­пан­ское. Но густая пена пря­мо тут же ста­ла некра­си­во спа­дать из бока­лов на креп­кий бетон­ный пол.

Выяс­ни­лось, что гро­мо­по­доб­но пре­зен­то­ван­ный в Кие­ве Ан-178 ника­кой не пер­вый серий­ный само­лет. На самом деле «завод­ской номер 001» пред­на­зна­чен исклю­чи­тель­но для сер­ти­фи­ка­ци­он­ных испы­та­ний. При­чем, пер­вый полет он же совер­шил еще 7 мая 2015 года с аэро­дро­ма Госто­мель. В июне 2019 был пред­став­лен на авиа­са­ло­не во фран­цуз­ском горо­де Ле Бур­же. Одна­ко лишь в каче­стве моде­ли. В лёт­ной про­грам­ме уча­стия не при­ни­мал.

Над чем же тогда все про­шед­шее вре­мя бились «анто­нов­цы»? А над импор­то­за­ме­ще­ни­ем. Дело в том, что по сло­вам быв­ше­го пре­зи­ден­та ГП «Анто­нов» Алек­сандра Лося, до 2014 года треть ком­плек­та­ции Ан-178 состав­ля­ла укра­ин­ская про­дук­ция. Еще треть — рос­сий­ские дета­ли, агре­га­ты и меха­низ­мы. Треть — аме­ри­кан­ские.

Тита­ни­че­ски­ми шести­лет­ни­ми уси­ли­я­ми утвер­жда­ет руко­вод­ство заво­да, Рос­сию уда­лось пол­но­стью вытес­нить из это­го про­цес­са. А ее про­дук­цию заме­нить «запад­ны­ми ана­ло­га­ми». Дове­дя их долю на Ан-178, понят­ное дело, до двух тре­тей. Ну а каки­ми же еще заме­щать? Не укра­ин­ски­ми же ком­плек­ту­ю­щи­ми, в самом деле? Одна­ко, как ока­за­лось, даже и это — не вся прав­да.

В канун пре­зен­та­ции на Укра­и­не гря­нул гром­кий скан­дал. Ока­за­лось, что, по край­ней мере, один рос­сий­ский агре­гат на «завод­ском номе­ре 001» про­цес­су импор­то­за­ме­ще­ния до сего дня не под­дал­ся нипо­чем. По доку­мен­там, опуб­ли­ко­ван­ным спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ным укра­ин­ским сай­том Defence Express, что­бы не сорвать втор­нич­ную пре­зен­та­цию, на Ан-178 все же при­шлось уста­но­вить вспо­мо­га­тель­ный газо­тур­бин­ный дви­га­тель ТА18−100, кото­рый раз­ра­бо­та­ли и серий­но про­из­во­дят спе­ци­а­ли­сты исклю­чи­тель­но рос­сий­ско­го АО «Науч­но-про­из­вод­ствен­ное пред­при­я­тие „Аэро­си­ла“» (из под­мос­ков­но­го Сту­пи­но).

Для пони­ма­ния: эти дви­га­те­ли уста­нав­ли­ва­ют в хво­сте Ан-178. А еще — на рос­сий­ские само­ле­ты Бе-200, Як-42, Ту-334 и дру­гие. Без тако­вых никак невоз­мож­но запу­стить основ­ные дви­га­те­ли и элек­тро­пи­та­ние любо­го само­ле­та во вре­мя сто­ян­ки.

Спра­вед­ли­во­сти ради отме­тим, что сту­пин­цы, кото­рых Совет наци­о­наль­ной без­опас­но­сти и обо­ро­ны Укра­и­ны еще в 2017 году внес в санк­ци­он­ный анти­рос­сий­ский спи­сок, не постав­ля­ли Кие­ву имен­но этот агре­гат для имен­но это­го Ан-178. Они дав­но пере­пра­ви­ли свой ТА18−100 на Укра­и­ну для дру­го­го укра­ин­ско­го воен­но-транс­порт­но­го само­ле­та — сред­не­ма­ги­страль­но­го Ан-132D, кото­рый «анто­нов­цы» тоже с 2015 года наме­ре­ва­лись про­из­во­дить сов­мест­но с Науч­но-тех­но­ло­ги­че­ским цен­тром име­ни коро­ля Абду­ла­зи­за (Сау­дов­ская Ара­вия).

Но к апре­лю 2019 года сауди­ты, побли­же позна­ко­мив­ши­е­ся с нынеш­ни­ми укра­ин­ски­ми авиа­стро­и­тель­ны­ми реа­ли­я­ми, из про­ек­та в ужа­се сбе­жа­ли. Вме­сте с обе­щан­ны­ми Кие­ву нема­лы­ми день­га­ми. Един­ствен­ный скле­пан­ный к тому вре­ме­ни «Анто­но­вым» Ан-132D застыл в цеху безо вся­ких внят­ных пер­спек­тив. В фев­ра­ле 2021 года эта маши­на была офи­ци­аль­но окон­ча­тель­но исклю­че­на из госу­дар­ствен­но­го реест­ра граж­дан­ских воз­душ­ных судов Госу­дар­ствен­ной авиа­ци­он­ной служ­бы Укра­и­ны.

Вот с него-то, как тепе­рь выяс­ня­ет­ся, и реше­но было для Ан-178 в глу­бо­кой тай­не от укра­ин­ской обще­ствен­но­сти демон­ти­ро­вать рос­сий­ский вспо­мо­га­тель­ный газо­тур­бин­ный дви­га­тель. Что­бы выка­тить хотя бы этот само­лет «пред свет­лы очи» мини­стра обо­ро­ны Рез­ни­ко­ва. Что и было успеш­но про­де­ла­но к 28 декаб­ря 2021 года.

Но заявим сра­зу: нам совер­шен­но без­раз­лич­но, каким имен­но обра­зом в Кие­ве дурят свою обще­ствен­но­сть и соб­ствен­но­го пре­зи­ден­та. В Рос­сии пред­ла­гаю сосре­до­то­чить­ся на дру­гом, но совер­шен­но оче­вид­ном без­об­ра­зии: рабо­та­ю­щая и на оте­че­ствен­ную обо­рон­ку заслу­жен­ная под­мос­ков­ная фир­ма, выхо­дит, актив­ней­шим обра­зом пусть не пря­мо, пусть кос­вен­но, но одно­вре­мен­но участ­ву­ет и в попыт­ках пере­во­ору­же­ния укра­ин­ской армии. В том числе — и с помо­щью сту­пин­ской «Аэро­си­лы», выхо­дит, укра­ин­ские гене­ра­лы не без осно­ва­ний наде­ют­ся полу­чить все необ­хо­ди­мое для раз­гро­ма мятеж­но­го Дон­бас­са и рос­сий­ско­го Кры­ма. Как и поче­му это поз­во­ля­ет Крем­ль?

Вам кажет­ся, для Крем­ля это тай­на? Тако­го про­сто быть не может. Где поло­же­но и кому поло­же­но, без вся­ко­го сомне­ния, все дос­ко­наль­но зна­ют про тако­го рода внеш­не­тор­го­вые опе­ра­ции. Про­сто, види­мо, не счи­та­ют нуж­ным вме­ши­вать­ся. Посколь­ку зача­стую подоб­ные неглас­ные постав­ки воору­же­ний не толь­ко меж­ду Укра­и­ной и Рос­си­ей, а и во всем осталь­ном мире осу­ществ­ля­ют­ся не напря­мую. Через тре­тьи стра­ны. Денеж­ки при этом поти­хонь­ку текут тому, кому поло­же­но, по глу­бо­ко запря­тан­ным в тол­стен­ных сей­фах доку­мен­там.

В слу­чае со вспо­мо­га­тель­ны­ми газо­тур­бин­ны­ми дви­га­те­ля­ми ТА18−100 для Укра­и­ны дело обсто­ит так. Как выяс­ни­ла киев­ская прес­са, ско­ро ГП «Анто­нов» рас­счи­ты­ва­ет полу­чить из Сту­пи­но еще три таких же агре­га­та. Как раз, похо­же, для трех буду­щих стро­е­вых Ан-178 100Р (номе­ра 007, 008, 009), при актив­ном уча­стии пре­зи­ден­та Вла­ди­ми­ра Зелен­ско­го зака­зан­ных, как уже ска­за­но, для ВСУ. Толь­ко посту­пят те агре­га­ты на Укра­и­ну очень уж изви­ли­стым, пря­мо-таки — круж­ным путем.

Соот­вет­ству­ю­щий дого­вор на сум­му в 816 тысяч евро киев­ля­на­ми в июне 2021 года был заклю­чен с неко­ей фир­мой Aerogulf FZC, заре­ги­стри­ро­ван­ной в сво­бод­ной эко­но­ми­че­ской зоне аэро­пор­та Шар­джа в Объ­еди­нен­ных Араб­ских Эми­ра­тах. Но в Эми­ра­тах, как извест­но, авиа­ци­он­ные вспо­мо­га­тель­ные газо­тур­бин­ные дви­га­те­ли не про­из­во­дят­ся. В нашем слу­чае они на бере­га Пер­сид­ско­го зали­ва вско­ре долж­ны прий­ти из Ита­лии. Где бла­го­ден­ству­ет дру­гая «левая» фир­моч­ка — Officine Meccaniche Irpine SrL (OMI srl).

Имен­но тако­вая на Аппе­ни­нах была заре­ги­стри­ро­ва­на «Аэро­си­лой» в 2014 году, когда воен­но-тех­ни­че­ское сотруд­ни­че­ство с Укра­и­ной в силу извест­ных собы­тий в Кры­му и в Дон­бас­се ока­за­лось затруд­не­но. И мгно­вен­но полу­чи­ла из Сту­пи­но лицен­зию на про­из­вод­ство дви­га­те­лей ТА18−100 в Ита­лии. Отку­да, надо пола­гать, сугу­бо рос­сий­ские агре­га­ты на Укра­и­ну тепе­рь, веро­ят­но, сле­ду­ют с клей­мом «Made in Italy». Что не долж­но вызы­вать у над­зор­ных орга­нов в Кие­ве ни малей­ших подо­зре­ний в нару­ше­ни­ях санк­ци­он­но­го режи­ма.

К сло­ву, пишут на Укра­и­не, точ­но таким путем в адрес ГП «Анто­нов» в 2020 году от яко­бы изны­ва­ю­щей под санк­ци­я­ми киев­ско­го СНБО «Аэро­си­лы» при­бы­ва­ли и дру­гие авиа­ци­он­ные вспо­мо­га­тель­ные дви­га­те­ли — ТА-18−200−124. На сей раз — для гигант­ских воен­но-транс­порт­ных само­ле­тов Ан-124 «Рус­лан» (гру­зо­подъ­ем­но­стью в 150 тонн), кото­рые были постро­е­ны на Укра­и­не «Анто­но­вым» еще во вре­ме­на СССР. Общая сум­ма той сдел­ки — 4,16 мил­ли­о­на дол­ла­ров.

Меж­ду про­чим, при­мер­но в то же вре­мя (в апре­ле 2020 года) об укра­ин­ских «Рус­ла­нах», помо­гав­ших союз­ни­кам по Севе­ро­ат­лан­ти­че­ско­му аль­ян­су уно­сить ноги из Афга­ни­ста­на, с боль­шой бла­го­дар­но­стью отзы­вал­ся гене­раль­ный сек­ре­тарь НАТО Йенс Стол­тен­берг. Он выска­зал­ся так: «НАТО исполь­зу­ет зафрах­то­ван­ные укра­ин­ские транс­порт­ные само­ле­ты для обес­пе­че­ния стра­те­ги­че­ских пере­во­зок… Это само­ле­ты с огром­ны­ми гру­зо­вы­ми воз­мож­но­стя­ми. Мы при­вет­ству­ем сотруд­ни­че­ство с Укра­и­ной в этой сфе­ре».

По спра­вед­ли­во­сти, хотя бы часть этой похва­лы наших гео­по­ли­ти­че­ских про­тив­ни­ков, а то и — откро­вен­ных вра­гов, «Аэро­си­ла» с пол­ным осно­ва­ни­ем, как мы тепе­рь пони­ма­ем, име­ла пра­во отне­сти на соб­ствен­ный счет. Как, к сло­ву, и нахо­дя­ще­е­ся по сосед­ству с нею тоже под­мос­ков­ное ОАО «Бала­ши­хин­ский литей­но-меха­ни­че­ский завод».

Менее года назад в ста­тье «Без „стра­ны-агрес­со­ра“ воен­ным пило­там Укра­и­ны что-то не лета­ет­ся». 25 нояб­ря 2020 года ГП «Анто­нов» под­пи­сал с ООО «Опти­мус Прайм Лтд» дого­вор о постав­ках тор­мо­зов и тор­моз­ных дис­ков для сво­их само­ле­тов Ан-124 «Рус­лан» на огром­ную сум­мы 3410000 дол­ла­ров. Одна­ко за спи­ной зага­доч­но­го ООО слиш­ком явствен­но мая­чи­ли уши бала­ши­хин­цев — един­ствен­ных в мире про­из­во­ди­те­лей креп­чай­ших уни­каль­ных тор­мо­зов, спо­соб­ных удер­жи­вать тяже­ло гру­жен­ные «Рус­ла­ны» на взлет­но-поса­доч­ных поло­сах.

Так что и без рос­сий­ской авиа­про­дук­ции из Бала­ши­хи выби­рать­ся из Афга­ни­ста­на аме­ри­кан­цам и их сорат­ни­кам при­шлось бы с куда боль­ши­ми при­клю­че­ни­я­ми и поте­ря­ми. А без изде­лий сту­пин­ской «Аэро­си­лы» Кие­ву даже и меч­тать бы не сто­и­ло о сво­их буду­щих десан­тах с Ан-178, едва не став­ше­го «Сте­па­ном Бан­де­рой», на голо­вы защит­ни­ков Кры­ма и Дон­бас­са. Помни­те, как неко­гда пел зна­ме­ни­тый наш Марк Бер­нес? «А без меня, а без меня, здесь ниче­го бы не лета­ло. Здесь ниче­го бы не лета­ло, когда бы не было меня».

В той пес­не, кста­ти, по сугу­бо­му сов­па­де­нию тоже шла речь про завод­ские кор­пу­са. «Могу назвать вам адре­са», — заду­шев­но сулил Марк Нау­мо­вич по дру­го­му, гор­до­му пово­ду. А сей­час адре­са пере­чис­лен­ных рос­сий­ских пред­при­я­тий ФСБ не заин­те­ре­су­ют?