Охотники за гениями: как отбирают детей для обучения в сибирском «Хогвартсе»

Уче­ные Ново­си­бир­ско­го госу­ни­вер­си­те­та каж­дый год едут на реги­о­наль­ные эта­пы Все­рос­сий­ской олим­пи­а­ды школь­ни­ков в поис­ках ода­рен­ных детей. Как рабо­та­ет систе­ма «охо­ты за гени­я­ми» — в репор­та­же ТАСС.

Про­грам­ма по поис­ку юных талан­тов со спо­соб­но­стя­ми к физи­ке, мате­ма­ти­ке, химии и био­ло­гии рабо­та­ет в Ново­си­бир­ском госу­ни­вер­си­те­те уже мно­го лет. Пре­по­да­ва­те­ли, кото­рые зани­ма­ют­ся отбо­ром уче­ни­ков, назы­ва­ют себя «гон­ца­ми».

Каж­дый фев­раль, когда насту­па­ет вре­мя реги­о­наль­ных эта­пов Все­рос­сий­ской олим­пи­а­ды школь­ни­ков, они едут в несколь­ко десят­ков реги­о­нов, наблю­да­ют за участ­ни­ка­ми, про­во­дят собе­се­до­ва­ния и самых талант­ли­вых при­гла­ша­ют в учеб­но-науч­ный цен­тр при Ново­си­бир­ском госу­ни­вер­си­те­те (СУНЦ НГУ).

— Когда ты смот­ришь чело­ве­ку в гла­за, ты видишь, чув­ству­ешь, что у него за душой, оце­ни­ва­ешь его энер­ге­ти­ку. Про­сто по лист­ку с фор­му­ла­ми, отве­та­ми на вопро­сы олим­пи­а­ды это­го не понять, — объ­яс­ня­ет важ­но­сть лич­но­го раз­го­во­ра со школь­ни­ка­ми дирек­тор СУНЦ, про­фес­сор Нико­лай Явор­ский, кото­рый сам мно­го лет высту­пал в роли «гон­ца». — Очень важ­но понять, какие инте­ре­сы у ребен­ка, какой он видит свою даль­ней­шую жиз­нь, понять, талант­лив он или нет. А ода­рен­ные дети — это совсем не обя­за­тель­но побе­ди­те­ли олим­пи­ад. И даже чаще их мож­но най­ти не сре­ди побе­ди­те­лей.

Науч­ные рабо­ты выпуск­ни­ков имен­но это­го цен­тра спо­соб­ство­ва­ли откры­тию бозо­на Хиггса, обна­ру­же­нию не извест­ных ранее скиф­ских кур­га­нов, совер­ше­нию дру­гих гром­ких науч­ных откры­тий.

Глаза в глаза

— Мы как тибет­ские ламы — они путе­ше­ству­ют повсю­ду и ищут ребен­ка, в кото­ро­го вопло­тит­ся сле­ду­ю­щий далай-лама. Видят нуж­ных детей и соби­ра­ют их. Конеч­но, слиш­ком гром­ко ска­за­но, но ана­ло­гия хоро­шая. При­род­ный ум — его все­гда вид­но, — гово­рит «гонец» с 30-лет­ним ста­жем, доцент кафед­ры мате­ма­ти­че­ских наук СУНЦ Игорь Ляпу­нов.

Конвейер для гениев

Уни­каль­ную систе­му обу­че­ния талант­ли­вых детей раз­ра­бо­тал еще в 60-е годы про­шло­го века ака­де­мик Миха­ил Лав­рен­тьев, осно­ва­тель ново­си­бир­ско­го Ака­дем­го­род­ка.

Когда ты смот­ришь чело­ве­ку в гла­за, ты видишь, чув­ству­ешь, что у него за душой. Очень важ­но понять, какие инте­ре­сы у ребен­ка, какой он видит свою даль­ней­шую жиз­нь, понять, талант­лив он или нет. А ода­рен­ные дети — это совсем не обя­за­тель­но побе­ди­те­ли олим­пи­ад Нико­лай Явор­ский Дирек­тор СУНЦ НГУ

Лав­рен­тьев счи­тал, что буду­щую интел­лек­ту­аль­ную эли­ту нуж­но гото­вить не в вузах, а уже в шко­лах, и зани­мать­ся с талант­ли­вы­ми детьми в послед­ние годы их обу­че­ния долж­ны не школь­ные учи­те­ля, а уни­вер­си­тет­ские про­фес­со­ра, сотруд­ни­ки НИИ. И жить школь­ни­ки долж­ны сре­ди таких же ода­рен­ных детей, как они сами, — что­бы повы­сить план­ку.

Так в 1963 году появи­лась пер­вая в мире спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ная физи­ко-мате­ма­ти­че­ская шко­ла-интер­нат — ФМШ, сей­час СУНЦ НГУ — Спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ный учеб­но-науч­ный цен­тр физи­ко-мате­ма­ти­че­ско­го и хими­ко-био­ло­ги­че­ско­го про­фи­ля Ново­си­бир­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та.