Эксперты: в Арктике потребуется технология подледного погружения обитаемых аппаратов

© Из личного архива Владимира Соколова, начальника Высокоширотной арктической экспедиции Арктического и Антарктического НИИ Росгидромета
© Из личного архива Владимира Соколова, начальника Высокоширотной арктической экспедиции Арктического и Антарктического НИИ Росгидромета

Аппараты могут быстро установить причину аварии подлодки, так как обладают «лучшей информатикой, чем аппараты-спасатели», отметил Владимир Соколов, начальник экспедиции «Арктика 2007»

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 29 июля. /Корр. ТАСС Ната­лия Михальченко/
Тех­но­ло­гия под­лед­но­го спус­ка оби­та­е­мых глу­бо­ко­вод­ных аппа­ра­тов, раз­ра­бо­тан­ная 10 лет назад, 29 июля 2007 года, с помо­щью аппа­ра­тов «Мир-1» и «Мир-2», может быть вос­тре­бо­ва­на при осво­е­нии Арк­ти­ки, счи­та­ют экс­пер­ты.

«Пер­вый спуск состо­ял­ся 29 июля Севе­ро-Восточ­нее архи­пе­ла­га Зем­ля Фран­ца-Иоси­фа», – рас­ска­зал кор­ре­спон­ден­ту ТАСС Вла­ди­мир Соко­лов. Он был началь­ни­ком экс­пе­ди­ции «Арк­ти­ка 2007», состав­ной частью кото­рой была Высо­ко­ши­рот­ная глу­бо­ко­вод­ная экс­пе­ди­ция во гла­ве с Арту­ром Чилин­га­ро­вым, в рам­ках кото­рой два­жды были осу­ществ­ле­ны под­лед­ные спус­ки «Миров». В его зада­чи вхо­ди­ло пози­ци­о­ни­ро­ва­ние, обес­пе­че­ние без­опас­но­сти и гид­ро­ме­тео­ро­ло­ги­че­ское обес­пе­че­ние рей­са, в пери­од само­го спус­ка «Миров» – поста­нов­ка мая­ков и ледо­вое сопро­вож­де­ние спус­ка.

По сло­вам Соко­ло­ва, тех­но­ло­гия под­лед­но­го погру­же­ния оби­та­е­мых аппа­ра­тов нуж­на для двух основ­ных целей. «В рам­ках опе­ра­ций по спа­се­нию потер­пев­шей ава­рию под­вод­ной лод­ки аппа­рат может опе­ра­тив­но обсле­до­вать и уста­но­вить при­чи­ну про­ис­шед­ше­го, так как обла­да­ет луч­шей инфор­ма­ти­кой, чем аппа­ра­ты-спа­са­те­ли, хотя из-за гер­ме­тич­но­сти кор­пу­са спа­сти эки­паж под­лод­ки «Мир» не может», – уточ­нил экс­перт. Так­же «Миры» неза­ме­ни­мы при «раз­ра­бот­ке полез­ных иско­па­е­мых в шель­фо­вых и глу­бо­ко­вод­ных рай­о­нах миро­во­го оке­а­на».

Пять лет на приколе

Пилот «Мира-1» Ана­то­лий Сага­ле­вич, руко­во­ди­тель лабо­ра­то­рии по экс­плу­а­та­ции «Миров», рас­ска­зал кор­ре­спон­ден­ту ТАСС, что уже пять лет «Миры» не погру­жа­лись. «Мир-1» стал экс­по­на­том выста­вок в Музее миро­во­го оке­а­на в Кали­нин­гра­де, «Мир-2» сто­ит, в Кали­нин­гра­де же, в анга­ре. Меж­ду тем, что­бы вый­ти в новый рейс, по сло­вам Сага­ле­ви­ча, нуж­но лишь «заме­нить на аппа­ра­тах акку­му­ля­то­ры, они исправ­ны и гото­вы к про­дол­же­нию работ».

Он рас­ска­зал, что гото­вит для «Миров» новые про­ек­ты. «Гово­рить о них пока рано, но они есть», – отме­тил Сага­ле­вич. Он так­же убеж­ден, что «раз­ви­тие Арк­ти­че­ской зоны потре­бу­ет исполь­зо­вать на прак­ти­ке тех­но­ло­гию под­лед­но­го погру­же­ния, создан­ную на «Мирах» 10 лет назад». «Верю, что она обя­за­тель­но будет вос­тре­бо­ва­на», – ска­зал Сага­ле­вич.

Ком­мен­ти­руя тему, в Глав­ном коман­до­ва­нии ВМФ кор­ре­спон­ден­ту ТАСС ска­за­ли, что «тра­ди­ции оте­че­ствен­ной шко­лы под­лед­но­го пла­ва­ния не уте­ря­ны». «Под­вод­ные лод­ки ВМФ Рос­сии совер­ша­ют под­лед­ные похо­ды, в том числе в при­по­ляр­ных обла­стях Арк­ти­ки. Вме­сте с инсти­ту­та­ми Ака­де­мии наук ВМФ осу­ществ­ля­ет несколь­ко про­ек­тов иссле­до­ва­ния арк­ти­че­ских глу­бин, и созда­ние тех­но­ло­гии под­лед­но­го погру­же­ния «Миров» – один из таких при­ме­ров», – ска­зал собе­сед­ник агент­ства.

Гене­раль­ный дирек­тор Музея миро­во­го оке­а­на Свет­ла­на Сив­ко­ва сооб­щи­ла, что «аппа­рат «Мир-1» явля­ет­ся одним из самых вос­тре­бо­ван­ных экс­по­на­тов в музее». «В послед­ние годы рез­ко воз­рос поток жела­ю­щих учить­ся в аспи­ран­ту­ре при Инсти­ту­те оке­а­но­ло­гии, изу­чать мор­ские глу­би­ны с помо­щью глу­бо­ко­вод­ных аппа­ра­тов. Думаю, что это­му спо­соб­ство­ва­ла воз­мож­но­сть уви­деть «Мир-1» на выстав­ках наше­го музея. Гени­аль­но­сть оте­че­ствен­ных инже­не­ров игра­ет обра­зо­ва­тель­ную роль, у них появ­ля­ют­ся после­до­ва­те­ли», – пола­га­ет Сив­ко­ва.

О «Мирах»

«Мир-1» и «Мир-2» были постро­е­ны в 1987 году по про­ек­ту Иго­ря Михаль­це­ва в Фин­лян­дии, в осно­ве кон­струк­ции – гер­ме­тич­ная кап­су­ла с пило­та­ми, име­ют­ся внеш­ние мани­пу­ля­то­ры. Суд­ном бази­ро­ва­ния ста­ло суд­но Инсти­ту­та оке­а­но­ло­гии РАН «Ака­де­мик Мсти­слав Кел­дыш». С 1987 по 1991 годы «Миры» участ­во­ва­ли в 35 экс­пе­ди­ци­ях в Атлан­ти­че­ский, Тихий, Индий­ский оке­а­ны. В 1989–1998 годах с помо­щью аппа­ра­тов была про­ве­де­на серия экс­пе­ди­ций к месту гибе­ли атом­ной под­вод­ной лод­ки «Ком­со­мо­лец» в Нор­веж­ском море, в сен­тяб­ре 2000 года бла­го­да­ря погру­же­ни­ям «Миров» была уста­нов­ле­на при­чи­на гибе­ли атом­ной под­вод­ной лод­ки «Кур­ск».