Алексей Пиманов — о танкистах-героях, службе на Байконуре и раскрытых тайнах в «Кремле-9»

Алексей Пиманов © Пресс-служба "Пиманов Фильм"
Алексей Пиманов © Пресс-служба "Пиманов Фильм"

Известный режиссер, продюсер и глава медиахолдинга «Красная звезда» поделился с ТАСС воспоминаниями о своей службе в армии, об уникальности исторических кинопроектов и будущем телеканала «Звезда»

Осе­нью 2018 года в рос­сий­ский про­кат вый­дет воен­но-исто­ри­че­ская дра­ма «Тан­ки­сты» (рабо­чее назва­ние филь­ма), посвя­щен­ная участ­ни­кам Вели­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны. Это еще один сов­мест­ный кино­про­ект Алек­сея Пима­но­ва и Оль­ги Пого­ди­ной, в кото­ром она высту­пи­ла как про­дю­сер и испол­ни­ла одну из глав­ных ролей.

С извест­ным кино­ре­жис­се­ром, теле­жур­на­ли­стом, сце­на­ри­стом, руко­во­ди­те­лем медиа­хол­дин­га «Крас­ная звез­да» (в его соста­ве теле­ка­нал «Звез­да») и про­дю­се­ром это­го филь­ма Алек­се­ем Пима­но­вым наш раз­го­вор состо­ял­ся нака­ну­не зна­ме­на­тель­но­го собы­тия в Рос­сии — 100-летия Крас­ной армии. Тра­ди­ци­он­но днем празд­но­ва­ния счи­та­ет­ся 23 фев­ра­ля, имен­но в этот день в 1918 году начал­ся мас­со­вый при­зыв доб­ро­воль­цев в ряды воору­жен­ных сил.

Как при­знал­ся в интер­вью ТАСС Алек­сей Пима­нов, у него даже мыс­ли не было — слу­жить или не слу­жить в Совет­ской армии. «У нас во дво­ре тех, кто не слу­жил, счи­та­ли непол­но­цен­ны­ми. Такое вре­мя было, такой двор был. От роди­те­лей еще это шло — они роди­лись перед вой­ной. Поэто­му это шло отту­да: ува­же­ние к армии и пони­ма­ние того, что Роди­ну надо защи­щать», — гово­рит извест­ный теле­жур­на­ли­ст.

Связь с Байконуром

Пима­нов пошел в армию доста­точ­но позд­но — в 21 год, на тот момент у него уже был малень­кий ребе­нок и семья, для кото­рой зара­ба­ты­вал день­ги. «Но все рав­но, — при­зна­ет­ся он, — для меня это был взлет чисто муж­ской такой. Было очень слож­но, тяже­ло».

Потом, когда демо­би­ли­зо­вал­ся, и сей­час тоже пони­маю, что если бы не было этих двух тяже­лей­ших лет в армии, то я бы, навер­ное, не стал тем, кем стал
Алек­сей Пима­нов
пре­зи­дент медиа­хол­дин­га «Крас­ная звез­да»

В те годы кос­мос был на пике, рас­ска­зы­ва­ет теле­жур­на­ли­ст. «Пото­му что были так назы­ва­е­мые звезд­ные вой­ны с аме­ри­кан­ца­ми, и нуж­но было укреп­лять состав Бай­ко­ну­ра высо­ко­ква­ли­фи­ци­ро­ван­ны­ми сол­да­та­ми и офи­це­ра­ми», — вспо­ми­на­ет он.

Мы при пус­ках осу­ществ­ля­ли связь в онлайн-режи­ме с Цен­тром управ­ле­ния поле­та­ми. Когда ты участ­ву­ешь в запус­ке с людь­ми на бор­ту, а не про­сто воен­ных ракет и спут­ни­ков, посте­пен­но ты зада­ешь­ся вопро­сом, поче­му судь­ба стран­ным обра­зом так рас­по­ря­ди­лась и дала тебе шанс все это уви­деть и почув­ство­вать
Алек­сей Пима­нов
пре­зи­дент медиа­хол­дин­га «Крас­ная звез­да»

Закон­чил служ­бу Пима­нов стар­шим сер­жан­том, но жела­ния остать­ся слу­жить не было. «Я чело­век сугу­бо граж­дан­ский и в тот момент начал писать, пуб­ли­ко­вать­ся. Я уже пони­мал, что пой­ду по этой сте­зе», — гово­рит он. В 1986 году про­дол­жил уче­бу в инсти­ту­те и одно­вре­мен­но стал рабо­тать на теле­ви­де­нии.

Кремлевская «девятка»

Дет­ская меч­та — стать про­фес­си­о­наль­ным исто­ри­ком, мож­но ска­зать, осу­ще­стви­лась, толь­ко немно­го в дру­гом каче­стве: Пима­нов стал авто­ром доку­мен­таль­но­го исто­ри­че­ско­го цик­ла «Крем­ль-9» в 1999 году. Спе­ци­аль­но для это­го сери­а­ла Феде­раль­ная служ­ба охра­ны сня­ла гриф «сек­рет­но» с мно­гих важ­ней­ших доку­мен­тов. Все филь­мы были осно­ва­ны на под­лин­ных архив­ных доку­мен­тах спец­служб, уни­каль­ных кино- и фото­до­ку­мен­тах, а так­же сви­де­тель­ствах реаль­ных оче­вид­цев. И до сих пор, по сло­вам Пима­но­ва, этот сери­ал для него очень дорог.

Сде­ла­ли почти 60 уни­каль­ных выпус­ков доку­мен­таль­ных филь­мов, на осно­ве кото­рых уже мно­гие исто­ри­ки писа­ли потом свои кни­ги. Я на осно­ва­нии это­го сни­мал несколь­ко сери­а­лов: «Жуков» (глав­ная идея во вре­мя рабо­ты на «Крем­ле-9» воз­никла), худо­же­ствен­ный фильм «Три дня в Одес­се» и «Вла­сик. Тень Ста­ли­на». Прав­да, этот сери­ал мы назы­ва­ли «Тень оди­но­че­ства», но потом Пер­вый канал пере­име­но­вал его в эфи­ре. И полу­ча­ет­ся так, что «Крем­ль-9» в этом смысле уни­каль­ный про­ектАлек­сей Пима­новпре­зи­дент медиа­хол­дин­га «Крас­ная звез­да»

Как погиб Киров по-насто­я­ще­му, а не леген­ды, о кото­рых вна­ча­ле писал Хру­щев. Кто такой Берия: как он ухо­дил, как его аре­сто­вы­ва­ли, как он был влюб­лен в Лялю Дроз­до­ву. Отку­да эти леген­ды про 200 жен­щин в его уго­лов­ном деле, про маши­ны, кото­рые яко­бы оста­нав­ли­ва­лись на ули­це, хва­та­ли деву­шек и вез­ли их в его особ­няк, — все это чушь. Мы пер­вые раз­вен­ча­ли этот миф
Алек­сей Пима­нов
пре­зи­дент медиа­хол­дин­га «Крас­ная звез­да»

При­клю­чен­че­ский фильм «Охо­та на Берию» так­же был сде­лан на осно­ве это­го доку­мен­таль­но­го сери­а­ла.

«Башни отлетали по-настоящему»

Вышед­шая в кон­це сен­тяб­ря 2017 года кар­ти­на «Крым» успеш­но стар­то­ва­ла в про­ка­те и ста­ла лиде­ром, собрав толь­ко за пер­вый уикенд 161 млн руб­лей. И вот сно­ва ожи­да­е­мая пре­мье­ра. Пол­но­стью закон­чен и готов к про­ка­ту новый воен­но-исто­ри­че­ский фильм с рабо­чим назва­ни­ем «Тан­ки­сты». В нем Пима­нов высту­пил уже как про­дю­сер вме­сте со сво­ей женой, народ­ной артист­кой РФ Оль­гой Пого­ди­ной, кото­рая еще и испол­ни­ла в филь­ме одну из глав­ных ролей.

В раз­го­во­ре с кор­ре­спон­ден­том ТАСС Пима­нов под­твер­дил, что в про­кат фильм вый­дет осе­нью это­го года, но кон­крет­ной даты на дан­ный момент нет, идет обсуж­де­ние с про­кат­чи­ком. «Про­ка­ты­вать мы его будем с 20th Century Fox и Пер­вым кана­лом — Кон­стан­тин Эрн­ст кино уже смот­рел», — уточ­нил он.

Кино­про­ект дей­стви­тель­но полу­чил­ся высо­ко­тех­но­ло­гич­ным. Все трю­ки испол­ня­лись акте­ра­ми без дуб­ле­ров. В осно­ве сце­на­рия — реаль­ный бой, кото­рый состо­ял­ся под Росто­вом в 1942 году. Это подвиг эки­па­жа стар­ше­го лей­те­нан­та Семе­на Коно­ва­ло­ва, когда один танк КВ-1 при­нял бой с несколь­ки­ми десят­ка­ми немец­ких тан­ков. 16 из них (это по уточ­нен­ным дан­ным, а в при­ка­зе напи­са­но 22 тан­ка) сожгли, две бро­не­ма­ши­ны и два гру­зо­ви­ка. Кста­ти, идею филь­ма Пима­но­ву под­ска­зал его сын Артем.

В при­ка­зе о награж­де­нии это­го эки­па­жа их посмерт­но пред­став­ля­ли к зва­нию Героя Совет­ско­го Сою­за, а потом была при­пис­ка, что трое из эки­па­жа Коно­ва­ло­ва выжи­ли, и про­би­лась к сво­им, захва­тив по доро­ге немец­кий танк. Там очень смеш­но в при­ка­зе напи­са­но: уви­де­ли при­зыв­но сто­я­щий немец­кий танк, уни­что­жи­ли эки­паж и поеха­ли к сво­им. При­е­ха­ли и еще пол­то­ра меся­ца на нем вое­ва­ли
Алек­сей Пима­нов
пре­зи­дент медиа­хол­дин­га «Крас­ная звез­да»

«Вот такая исто­рия была в реаль­но­сти, — рас­ска­зы­ва­ет Пима­нов. — И мы заце­пи­лись за эту тему, нача­ли писать сце­на­рий, потом были очень тяже­лые съем­ки». В филь­ме потря­са­ю­щий актер­ский состав: Андрей Чер­ны­шов, Оль­га Пого­ди­на, Вла­ди­мир Епи­фан­цев, Олег Фомин и дру­гие.

По сло­вам Пима­но­ва, съем­ки филь­ма уни­каль­ны еще тем, что уда­лось обой­тись почти без ком­пью­тер­ной гра­фи­ки (как и в кар­ти­не «Крым»), хотя изна­чаль­но это делать соби­ра­лись. Кино­съем­ки про­хо­ди­ли под Можай­ском. Груп­па про­ве­ла в полях два меся­ца. «Вое­ва­ли по-насто­я­ще­му, там баш­ни отле­та­ли по-насто­я­ще­му», — вспо­ми­на­ет о съем­ках про­дю­сер. «Все про­фес­си­о­на­лы гово­рят, что это пер­вое кино, где ты видишь, как танк и тан­ки­ст реаль­но рабо­та­ют во вре­мя боя. И у тебя есть абсо­лют­ное ощу­ще­ние, что ты этот бой с ними про­хо­дишь вме­сте», — гово­рит Пима­нов, уточ­няя, что ник­то не верил, что это мож­но сде­лать без ком­пью­тер­ной гра­фи­ки.

При­ме­ча­тель­но, что эту лен­ту про­шлой осе­нью на Канн­ском кино­рын­ке уже купи­ли почти 30 стран мира. «Послед­ние, кто под­пи­сы­ва­ли кон­тракт, были япон­цы и канад­цы. Соби­ра­ют­ся сей­час так­же китай­цы, и я думаю, все будет хоро­шо», — ска­зал Пима­нов, отме­тив, что «эта исто­рия им очень понят­на, она очень «вкус­но» сня­та и поэто­му ее все поку­па­ют».

«Шаг вперед»

Но несмот­ря на боль­шую загру­жен­но­сть про­из­вод­ством «Чело­ве­ка и зако­на», «Жить здо­ро­во», кино- и доку­мен­таль­ных филь­мов, уча­стия в раз­лич­ных про­ек­тах, Пима­нов уде­ля­ет мно­го вни­ма­ния и теле­ка­на­лу «Звез­да». В фев­ра­ле испол­ни­лось 13 лет со дня нача­ла веща­ния, и к этой дате теле­ка­нал подо­шел весь­ма успеш­но. По его сло­вам, в про­шлом году была завер­ше­на пере­строй­ка прайм-тай­ма, и теле­ка­нал вышел на хоро­шие резуль­та­ты по рей­тин­гам. «Сре­ди всех кана­лов в про­цен­тах мы при­ба­ви­ли боль­ше всех рей­тин­гов», — гово­рит он. В новом теле­се­зо­не гото­вит­ся мно­го пре­мьер. Как под­чер­ки­ва­ет гла­ва медиа­хол­дин­га, «это будет сезон еще одно­го шага впе­ред». Если гово­рить о про­из­вод­стве ново­го кон­тен­та и новой про­дук­ции, так­же пла­ни­ру­ет­ся реа­ли­ти-шоу.

Гово­ря о дру­гих про­грам­мах теле­ка­на­ла, Пима­нов выде­ля­ет «Воен­ную при­ем­ку» с Алек­се­ем Его­ро­вым — «гово­рят, что все натов­ские ана­ли­ти­че­ские цен­тры изу­ча­ют нашу армию по этой про­грам­ме».

У нас коман­да одна из самых звезд­ных на ТВ: Фети­сов, Диб­ров, Щер­ба­ков, Чер­ны­шов, Мар­шал, Кещян, Запаш­ный, Бур­ков­ский, Стри­же­нов, Яку­бо­вич, Кра­ше­нин­ни­ко­ва… Наши ребя­та из ново­стей: Под­ко­па­ев, Вол­ко­ва, Лосик. Они все рабо­та­ют с удо­воль­стви­ем. Так­же очень хоро­шие рей­тин­ги соби­ра­ет про­грам­ма «Утро»
Алек­сей Пима­нов
пре­зи­дент медиа­хол­дин­га «Крас­ная звез­да»

Но при этом эфир «Звез­ды» не дол­жен быть зато­чен толь­ко под воен­ные про­грам­мы. По мне­нию гла­вы медиа­хол­дин­га, нуж­но делать теле­ка­нал для более широ­кой ауди­то­рии, но при этом, есте­ствен­но, с боль­шим акцен­том имен­но на армию. «Как гово­рит Сер­гей Шой­гу: армия не долж­на замы­кать­ся толь­ко на самой себе, она долж­на быть частью обще­ствен­но-поли­ти­че­ской жиз­ни», — завер­ша­ет наш раз­го­вор Алек­сей Пима­нов.

Роман Аза­нов

В мате­ри­а­ле исполь­зо­ва­ны кад­ры из худо­же­ствен­но­го филь­ма «Тан­ки­сты» и теле­ви­зи­он­но­го цик­ла «Крем­ль-9»