Как привлекает туристов «Северная чернь» в Великом Устюге

Продукция великоустюгского завода "Северная чернь" © Владимир Гердо/ТАССПродукция великоустюгского завода "Северная чернь" © Владимир Гердо/ТАСС

Эксперты рассказали ТАСС о том, как работают ювелиры великоустюгского завода

Более 6 тыс. тури­стов еже­год­но при­ни­ма­ют юве­ли­ры с вели­ко­устюг­ско­го заво­да «Север­ная чер­нь» – пред­при­я­тия с 300-лет­ней исто­ри­ей, и поток тури­стов посто­ян­но рас­тет. Чер­не­ное серебро наря­ду с вот­чи­ной Деда Моро­за – глав­ные точ­ки при­тя­же­ния путе­ше­ствен­ни­ков, при­чем чер­ниль­щи­ки охот­но делят­ся сек­ре­та­ми древ­не­го про­мысла.

О том, как рабо­та­ют вели­ко­устюг­ские юве­ли­ры, – в мате­ри­а­ле ТАСС.

Традиция как «крепкий бренд»

«Наш завод, пожа­луй, осо­бое место при­тя­же­ния тури­стов, как и вот­чи­на Деда Моро­за – это креп­кие брен­ды Вели­ко­го Устю­га. Наше пред­при­я­тие насчи­ты­ва­ет 85-лет­нюю исто­рию с момен­та созда­ния арте­ли «Север­ная чер­нь», а чер­не­во­му делу в Устю­ге более 330 лет. Про­мыш­лен­ный туризм рабо­та­ет на раз­ви­тие Вели­ко­го Устю­га и дает воз­мож­но­сть попу­ля­ри­зи­ро­вать наши изде­лия, ведь мно­гие счи­та­ют, что чер­нь – это про­сто эмаль с рисун­ком на изде­лии, не подо­зре­вая, насколь­ко это слож­ное и тру­до­ем­кое про­из­вод­ство», – рас­ска­зал ТАСС началь­ник отде­ла мар­ке­тин­га заво­да «Север­ная чер­нь» Андрей Каню­ков.

По его сло­вам, еже­год­но демон­стра­ци­он­ный зал заво­да при­ни­ма­ет око­ло 6 тыс. тури­стов.

«В 2016 году завод посе­ти­ли 5,6 тыс. тури­стов, в этом году такой пока­за­тель достиг­нут уже за 10 меся­цев», – отме­тил собе­сед­ник агент­ства.

В целом поток тури­стов в Вели­кий Устюг воз­рос с 1998 по 2016 год с 2 тыс. до 278 тыс. чело­век. Как отме­чал ранее гла­ва Росту­риз­ма Олег Сафо­нов, в бли­жай­шие годы он может воз­рас­ти как мини­мум вдвое, до 600 тыс. чело­век бла­го­да­ря рекон­струк­ции взлет­но-поса­доч­ной поло­сы и при­е­му сред­не­ма­ги­страль­ных само­ле­тов из круп­ней­ших рос­сий­ских горо­дов.

«Север­ная чер­нь» в буд­ни и в выход­ные по пред­ва­ри­тель­ной запи­си про­во­дит экс­кур­сии по демон­стра­ци­он­но­му залу и по про­из­вод­ствен­ным цехам, а так­же мастер-клас­сы для взрос­лых и детей, кото­рые так и назы­ва­ют­ся – «Сек­ре­ты ста­ро­го масте­ра». Тури­стам рас­ска­зы­ва­ют и пока­зы­ва­ют, как созда­ют изде­лия с чер­нью, демон­стри­ру­ют уни­каль­ные вещи ста­рых и нынеш­них масте­ров, а так­же дают воз­мож­но­сть с помо­щью шти­хе­ля (инстру­мен­та гра­ве­ра – прим. ТАСС) изго­то­вить себе памят­ную моне­ту.

Почти вся про­дук­ция заво­да офи­ци­аль­но при­зна­на изде­ли­я­ми худо­же­ствен­ной цен­но­сти.

«На 85% наши изде­лия созда­ны руч­ным тру­дом, даже в малень­ком колеч­ке, сере­жеч­ке мно­го его эле­мен­тов. Гра­ви­ров­ка и чер­нь – это толь­ко руч­ной труд, меха­ни­че­ски отпо­ли­ро­вать невоз­мож­но. 90% наших вещей – это изде­лия при­знан­но­го худо­же­ствен­но­го досто­ин­ства, на мно­гих же пред­при­я­ти­ях этот пока­за­тель состав­ля­ет не более 5–20%, поми­мо «Север­ной чер­ни» такой боль­шой про­цент име­ет Хох­ло­ма [АО «Хох­лом­ская рос­пись»]. Наше пред­при­я­тие вхо­дит в десят­ку круп­ней­ших рос­сий­ских про­из­во­ди­те­лей изде­лий из серебра», – рас­ска­зал ТАСС гене­раль­ный дирек­тор заво­да «Север­ная чер­нь» Сер­гей Юфе­ри­цин.

Посох для патриарха и самовар с мечетями

«Север­ная чер­нь» – круп­ное пред­при­я­тие народ­но-худо­же­ствен­ных про­мыс­лов.

«Наша спе­ци­а­ли­за­ция – изго­тов­ле­ние изде­лий из серебра 925-й про­бы с чер­не­вым рисун­ком. Ассор­ти­мент насчи­ты­ва­ет более 2 тыс. наиме­но­ва­ний, еже­год­но выпус­ка­ет­ся до 100 нови­нок, все выпол­не­но тра­ди­ци­он­ным для народ­ных худо­же­ствен­ных про­мыс­лов руч­ным спо­со­бом с соблю­де­ни­ем основ­ным при­е­мов ста­рин­ных масте­ров», – рас­ска­за­ла ТАСС сотруд­ни­ца заво­да Мари­на Каню­ко­ва, пред­ста­ви­тель тру­до­вой дина­стии чер­ниль­щи­ков.

У пред­при­я­тия накоп­лен огром­ный опыт выпол­не­ния изде­лий на заказ, кото­рые состав­ля­ют сей­час до чет­вер­ти объ­е­мов про­из­вод­ства, отме­ти­ла Каню­ко­ва.

«Мы выпол­ня­ли зака­зы для пре­зи­ден­та, для пат­ри­ар­ха, для людей биз­не­са, искус­ства, власт­ных струк­тур, в част­ные кол­лек­ции. Зака­зы посту­па­ют из Рос­сии и ближ­не­го зару­бе­жья. Изде­лия отправ­ля­ют­ся на экс­порт в Казах­стан, Бело­рус­сию, в Вели­ко­бри­та­нию, Ита­лию, Кана­ду. Не один деся­ток лет рабо­та­ем с Азер­бай­джа­ном», – рас­ска­за­ла пред­ста­ви­тель заво­да.

Один из необыч­ных зака­зов – посох для пат­ри­ар­ха Алек­сия II, весом в 2,5 кг. Пат­ри­ар­ший жезл был пол­но­стью рас­пи­сан сереб­ря­ным узо­ром и инкру­сти­ро­ван гра­на­та­ми. В пода­рок тогдаш­не­му мини­стру сель­ско­го хозяй­ства Рос­сии Алек­сею Гор­де­е­ву по зака­зу губер­на­то­ра Воло­год­ской обла­сти Вяче­сла­ва Поз­га­ле­ва был сде­лан сереб­ря­ный серп, рас­ска­зал Андрей Каню­ков.

«Сами мы подар­ки не дарим, а изго­тав­ли­ва­ем на заказ раз­лич­ных струк­тур. Мы порой даже не зна­ем, куда отправ­ля­ет­ся изде­лие, а можем толь­ко дога­ды­вать­ся. Так, у одно­го из пред­ста­ви­те­лей руко­вод­ства стра­ны име­ет­ся наш трех­лит­ро­вый само­вар «Душа тра­ди­ций» с вида­ми Моск­вы. На его изго­тов­ле­ние может уйти от полу­го­да до года, сто­и­мо­сть такой вещи – 4 млн руб­лей. После для заказ­чи­ка из Азер­бай­джа­на был изго­тов­лен само­вар с вида­ми все­мир­но извест­ных мече­тей», – отме­тил собе­сед­ник агент­ства.

По его сло­вам, в 2007 году на заво­де зада­лись целью изго­то­вить мат­реш­ку как бренд заво­да и заод­но пока­зать все уме­ние масте­ров: тра­ди­ци­он­ную чер­нь, кон­фо­ре­ние, позо­ло­ту, раз­лич­ные виды гра­ви­ров­ки; исполь­зо­ва­ли даже несколь­ко сор­тов золо­та, к при­ме­ру, губ­ки и щеч­ки мат­реш­ки выпол­не­ны из крас­но­го золо­та.

«Уви­дев такую кра­со­ту, пра­ви­тель­ство обла­сти заду­ма­ло пре­под­не­сти мат­реш­ку в дар пре­зи­ден­ту Рос­сии Вла­ди­ми­ру Пути­ну. В янва­ре 2008 года на Рож­де­ство, в вот­чи­не Деда Моро­за, ее и вру­чи­ли», – рас­ска­зал пред­ста­ви­тель заво­да.

Секреты мастерства

По сло­вам Каню­ко­ва, на заво­де рабо­та­ют 300 чело­век, 210 из них – масте­ра, обу­ча­ют всех непо­сред­ствен­но на про­из­вод­стве. Если есть жела­ние, мож­но прий­ти вооб­ще без обра­зо­ва­ния, глав­ное усло­вие – отлич­ное зре­ние. Сред­няя зар­пла­та сотруд­ни­ков – 15–20 тыс. руб­лей.

Под­де­лы­вать чер­нь – заня­тие небла­го­дар­ное, отме­ча­ет собе­сед­ник агент­ства. Чер­нь – это сплав суль­фи­дов меди с серебром с осо­бы­ми ингре­ди­ен­та­ми, вплав­ля­ет­ся в серебро и навсе­гда оста­ет­ся с ним еди­ным целым. Масте­ра про­бо­ва­ли испы­ты­вать изде­лия, коло­ти­ли по ним кувал­дой – вещи гну­лись, но чер­нь не выпа­да­ла.

«Искус­ство чер­ниль­щи­ка вовсе не в соста­ве чер­ни, кото­рый мож­но рас­по­знать в любой лабо­ра­то­рии, а в мастер­стве и инту­и­ции масте­ра – как в нуж­ный момент и в каких про­пор­ци­ях доба­вить туда серу и дру­гие ингре­ди­ен­ты. Самый боль­шой сек­рет – в при­плав­ле­нии чер­ни над пла­ме­нем огня. Чер­нь долж­на рас­пла­вить­ся и затечь во все борозд­ки рисун­ка, секун­да – чер­нь заки­пе­ла, и это уже брак, кото­рый идет на пере­плав­ку, чер­нь из тако­го изде­лия выпа­дет. За каче­ством у нас сле­дят очень стро­го», – отме­тил Каню­ков.

Любое изде­лие рож­да­ет­ся в фан­та­зи­ях худож­ни­ка, кото­рый при­дет фор­му, раз­ра­ба­ты­ва­ет по ней рису­нок, затем тех­но­ло­ги­че­ские кар­ты, кото­рые вме­сте с эски­зом отправ­ля­ют­ся на про­из­вод­ство. Все начи­на­ет­ся с заго­то­ви­тель­но­го участ­ка, где мастер-юве­лир при­да­ет изде­ли­ям буду­щие фор­мы.

Все объ­ем­ные изде­лия – бока­лы, чаш­ки, кув­ши­ны, чай­нич­ки выпол­ня­ют­ся на токар­ном стан­ке с помо­щью спе­ци­аль­но­го инстру­мен­та давиль­ни­ка, кото­рый напо­ми­на­ет лом. С его помо­щью токарь натя­ги­ва­ет плос­кую сереб­ря­ную пла­сти­ну на фор­му, полу­чая деталь, к при­ме­ру, бока­ла. Он состо­ит из четы­рех частей, кото­рые спа­и­ва­ют­ся в еди­ное целое с помо­щью газо­вой горел­ки и сереб­ря­ных при­по­ев, затем изде­лие поли­ру­ет­ся.

Беречь стружку

По рас­ска­зу гра­ве­ра Татья­ны Гри­ши­ной, обу­че­ние на гра­ве­ра длит­ся око­ло семи меся­цев. Зна­чи­тель­ную часть кол­лек­ти­ва состав­ля­ют жен­щи­ны; муж­чи­ны заня­ты на участ­ках, где тре­бу­ет­ся физи­че­ская сила.

На пред­при­я­тии стро­гий учет и кон­троль на каж­дом эта­пе, все сотруд­ни­ки отчи­ты­ва­ют­ся после завер­ше­ния сме­ны.

Тока­ри сда­ют гото­вые мате­ри­а­лы и отхо­ды – все это взве­ши­ва­ет­ся и про­ве­ря­ет­ся.

Отхо­ды идут на пере­прав­ку и затем вно­вь в про­из­вод­ство, пояс­ни­ли на заво­де.

Искусствоведам и антикварам

Изде­лия «Север­ной чер­ни» инте­рес­ны анти­ква­рам и кол­лек­ци­о­не­рам, отме­ча­ют на заво­де.

«Если вещью обла­дал кто-то из вип-пер­сон, то она ста­но­вит­ся очень инте­рес­ной анти­ква­рам, но наша рабо­та вос­тре­бо­ва­на и музе­я­ми. Так, ведут­ся пере­го­во­ры с Санкт-Петер­бург­ским рус­ским этно­гра­фи­че­ским музе­ем о закуп­ке двухъ­ярус­ной вазы «Цар­ский пир», кото­рая была удо­сто­е­на дипло­ма на кон­кур­се-выстав­ке Junwex-2017, где пред­ста­ви­тель музея была в кон­курс­ной комис­сии. На эту круп­ней­шую юве­лир­ную выстав­ку мы изго­то­ви­ли в этом году и сто­ло­вое серебро, взяв за осно­ву рису­нок 1960–1970 годов, на изде­лия под ста­ри­ну сей­час тоже есть зака­зы. Мы не дела­ем деше­вых вещей», – рас­ска­зал дирек­тор пред­при­я­тия.

Завод пере­ра­ба­ты­ва­ет от двух до трех тонн серебра в год, отгру­жая про­дук­ции при­мер­но на 200 млн руб­лей, быва­ло и на 400 млн.

Объ­е­мы эти высчи­ты­ва­ет Рос­сий­ская госу­дар­ствен­ная про­бир­ная пала­та, кото­рая ста­вит финаль­ную про­бу.