Эксперты рассказали ТАСС о том, как работают ювелиры великоустюгского завода
Более 6 тыс. туристов ежегодно принимают ювелиры с великоустюгского завода «Северная чернь» – предприятия с 300-летней историей, и поток туристов постоянно растет. Черненое серебро наряду с вотчиной Деда Мороза – главные точки притяжения путешественников, причем чернильщики охотно делятся секретами древнего промысла.
О том, как работают великоустюгские ювелиры, – в материале ТАСС.
Традиция как «крепкий бренд»
«Наш завод, пожалуй, особое место притяжения туристов, как и вотчина Деда Мороза – это крепкие бренды Великого Устюга. Наше предприятие насчитывает 85-летнюю историю с момента создания артели «Северная чернь», а черневому делу в Устюге более 330 лет. Промышленный туризм работает на развитие Великого Устюга и дает возможность популяризировать наши изделия, ведь многие считают, что чернь – это просто эмаль с рисунком на изделии, не подозревая, насколько это сложное и трудоемкое производство», – рассказал ТАСС начальник отдела маркетинга завода «Северная чернь» Андрей Канюков.
По его словам, ежегодно демонстрационный зал завода принимает около 6 тыс. туристов.
В целом поток туристов в Великий Устюг возрос с 1998 по 2016 год с 2 тыс. до 278 тыс. человек. Как отмечал ранее глава Ростуризма Олег Сафонов, в ближайшие годы он может возрасти как минимум вдвое, до 600 тыс. человек благодаря реконструкции взлетно-посадочной полосы и приему среднемагистральных самолетов из крупнейших российских городов.
«Северная чернь» в будни и в выходные по предварительной записи проводит экскурсии по демонстрационному залу и по производственным цехам, а также мастер-классы для взрослых и детей, которые так и называются – «Секреты старого мастера». Туристам рассказывают и показывают, как создают изделия с чернью, демонстрируют уникальные вещи старых и нынешних мастеров, а также дают возможность с помощью штихеля (инструмента гравера – прим. ТАСС) изготовить себе памятную монету.
Почти вся продукция завода официально признана изделиями художественной ценности.
«На 85% наши изделия созданы ручным трудом, даже в маленьком колечке, сережечке много его элементов. Гравировка и чернь – это только ручной труд, механически отполировать невозможно. 90% наших вещей – это изделия признанного художественного достоинства, на многих же предприятиях этот показатель составляет не более 5–20%, помимо «Северной черни» такой большой процент имеет Хохлома [АО «Хохломская роспись»]. Наше предприятие входит в десятку крупнейших российских производителей изделий из серебра», – рассказал ТАСС генеральный директор завода «Северная чернь» Сергей Юферицин.
Посох для патриарха и самовар с мечетями
«Северная чернь» – крупное предприятие народно-художественных промыслов.
«Наша специализация – изготовление изделий из серебра 925-й пробы с черневым рисунком. Ассортимент насчитывает более 2 тыс. наименований, ежегодно выпускается до 100 новинок, все выполнено традиционным для народных художественных промыслов ручным способом с соблюдением основным приемов старинных мастеров», – рассказала ТАСС сотрудница завода Марина Канюкова, представитель трудовой династии чернильщиков.
У предприятия накоплен огромный опыт выполнения изделий на заказ, которые составляют сейчас до четверти объемов производства, отметила Канюкова.
«Мы выполняли заказы для президента, для патриарха, для людей бизнеса, искусства, властных структур, в частные коллекции. Заказы поступают из России и ближнего зарубежья. Изделия отправляются на экспорт в Казахстан, Белоруссию, в Великобританию, Италию, Канаду. Не один десяток лет работаем с Азербайджаном», – рассказала представитель завода.
Один из необычных заказов – посох для патриарха Алексия II, весом в 2,5 кг. Патриарший жезл был полностью расписан серебряным узором и инкрустирован гранатами. В подарок тогдашнему министру сельского хозяйства России Алексею Гордееву по заказу губернатора Вологодской области Вячеслава Позгалева был сделан серебряный серп, рассказал Андрей Канюков.
«Сами мы подарки не дарим, а изготавливаем на заказ различных структур. Мы порой даже не знаем, куда отправляется изделие, а можем только догадываться. Так, у одного из представителей руководства страны имеется наш трехлитровый самовар «Душа традиций» с видами Москвы. На его изготовление может уйти от полугода до года, стоимость такой вещи – 4 млн рублей. После для заказчика из Азербайджана был изготовлен самовар с видами всемирно известных мечетей», – отметил собеседник агентства.
По его словам, в 2007 году на заводе задались целью изготовить матрешку как бренд завода и заодно показать все умение мастеров: традиционную чернь, конфорение, позолоту, различные виды гравировки; использовали даже несколько сортов золота, к примеру, губки и щечки матрешки выполнены из красного золота.
«Увидев такую красоту, правительство области задумало преподнести матрешку в дар президенту России Владимиру Путину. В январе 2008 года на Рождество, в вотчине Деда Мороза, ее и вручили», – рассказал представитель завода.
Секреты мастерства
По словам Канюкова, на заводе работают 300 человек, 210 из них – мастера, обучают всех непосредственно на производстве. Если есть желание, можно прийти вообще без образования, главное условие – отличное зрение. Средняя зарплата сотрудников – 15–20 тыс. рублей.
Подделывать чернь – занятие неблагодарное, отмечает собеседник агентства. Чернь – это сплав сульфидов меди с серебром с особыми ингредиентами, вплавляется в серебро и навсегда остается с ним единым целым. Мастера пробовали испытывать изделия, колотили по ним кувалдой – вещи гнулись, но чернь не выпадала.
«Искусство чернильщика вовсе не в составе черни, который можно распознать в любой лаборатории, а в мастерстве и интуиции мастера – как в нужный момент и в каких пропорциях добавить туда серу и другие ингредиенты. Самый большой секрет – в приплавлении черни над пламенем огня. Чернь должна расплавиться и затечь во все бороздки рисунка, секунда – чернь закипела, и это уже брак, который идет на переплавку, чернь из такого изделия выпадет. За качеством у нас следят очень строго», – отметил Канюков.
Любое изделие рождается в фантазиях художника, который придет форму, разрабатывает по ней рисунок, затем технологические карты, которые вместе с эскизом отправляются на производство. Все начинается с заготовительного участка, где мастер-ювелир придает изделиям будущие формы.
Все объемные изделия – бокалы, чашки, кувшины, чайнички выполняются на токарном станке с помощью специального инструмента давильника, который напоминает лом. С его помощью токарь натягивает плоскую серебряную пластину на форму, получая деталь, к примеру, бокала. Он состоит из четырех частей, которые спаиваются в единое целое с помощью газовой горелки и серебряных припоев, затем изделие полируется.
Беречь стружку
По рассказу гравера Татьяны Гришиной, обучение на гравера длится около семи месяцев. Значительную часть коллектива составляют женщины; мужчины заняты на участках, где требуется физическая сила.
На предприятии строгий учет и контроль на каждом этапе, все сотрудники отчитываются после завершения смены.
Токари сдают готовые материалы и отходы – все это взвешивается и проверяется.
Отходы идут на переправку и затем вновь в производство, пояснили на заводе.
Искусствоведам и антикварам
Изделия «Северной черни» интересны антикварам и коллекционерам, отмечают на заводе.
«Если вещью обладал кто-то из вип-персон, то она становится очень интересной антикварам, но наша работа востребована и музеями. Так, ведутся переговоры с Санкт-Петербургским русским этнографическим музеем о закупке двухъярусной вазы «Царский пир», которая была удостоена диплома на конкурсе-выставке Junwex-2017, где представитель музея была в конкурсной комиссии. На эту крупнейшую ювелирную выставку мы изготовили в этом году и столовое серебро, взяв за основу рисунок 1960–1970 годов, на изделия под старину сейчас тоже есть заказы. Мы не делаем дешевых вещей», – рассказал директор предприятия.
Завод перерабатывает от двух до трех тонн серебра в год, отгружая продукции примерно на 200 млн рублей, бывало и на 400 млн.
Объемы эти высчитывает Российская государственная пробирная палата, которая ставит финальную пробу.