«Сумасшедшие Иваны». Как российские подлодки обманывают моряков НАТО

Лечь над грунт, заглушить дизель-генераторы и соблюдать полную тишину — российские подводники регулярно проводят учения по уходу от преследования. На днях дизель-электрическая подлодка «Колпино» успешно скрылась в Черном море от кораблей «Касимов» и «Суздалец», имитирующих вражеских охотников за субмаринами. Об опасной игре в кошки-мышки под водой и самых эффективных способах «сбросить хвост».

МОСКВА, 17 окт — РИА Ново­сти, Нико­лай Про­то­по­пов

Срочное погружение

Извест­но, что коман­ди­ры под­ло­док не любят всплы­вать на поверх­но­сть для выхо­да на связь с бере­гом — это сра­зу выда­ет место­по­ло­же­ние суб­ма­ри­ны. Уяз­ви­мо­сти ей добав­ля­ет даже нахож­де­ние на пери­скоп­ной глу­би­не с под­ня­ты­ми выдвиж­ны­ми устрой­ства­ми. Пер­вы­ми такую под­лод­ку най­дут само­ле­ты и вер­то­ле­ты, спо­соб­ные пере­хва­тить радио­сиг­нал и запе­лен­го­вать его источ­ник.
Впро­чем, совре­мен­ные под­вод­ные кораб­ли тоже осна­ще­ны систе­ма­ми обна­ру­же­ния радио­ло­ка­ци­он­но­го импуль­са, кото­рые сра­зу засе­ка­ют рабо­ту РЛС про­ти­во­ло­доч­ной авиа­ции. Как толь­ко ста­но­вит­ся ясно, что за под­лод­кой сле­дят, эки­паж выпол­ня­ет маневр сроч­но­го погру­же­ния с после­ду­ю­щим отры­вом от точ­ки всплы­тия.
Дей­ствия моря­ков в такой ситу­а­ции отра­бо­та­ны до авто­ма­тиз­ма. На все про все у них есть лишь несколь­ко минут. Коман­дир дол­жен быст­ро вычис­лить опти­маль­ную ско­ро­сть хода и глу­би­ну погру­же­ния, что­бы не демас­ки­ро­вать корабль.
Подводная лодка проекта Ясень-М
«Не надо думать, что он сра­зу дает пол­ный ход и несет­ся в сто­ро­ну. Это непра­виль­но, — рас­ска­зы­ва­ет РИА Ново­сти экс-коман­дир АПЛ Игорь Кур­дин. — В таком слу­чае лод­ку сра­зу вычис­лят и дуэль будет про­иг­ра­на. Кро­ме того, в отли­чие от атом­ных, ско­ро­сть дизель-элек­три­че­ских под­ло­док недо­ста­точ­но высо­ка, что­бы быст­ро ото­рвать­ся от про­тив­ни­ка. Но их эки­па­жи исполь­зу­ют дру­гие так­ти­че­ские при­е­мы, в том числе с помо­щью сред­ств гид­ро­аку­сти­че­ско­го про­ти­во­дей­ствия».
По его сло­вам, глав­ное пре­иму­ще­ство дизель-элек­три­че­ских суб­ма­рин перед атом­ны­ми — воз­мож­но­сть бес­шум­но зата­ить­ся на дне. На бор­ту в это вре­мя объ­яв­ля­ет­ся режим «Тиши­на». Все меха­низ­мы и при­бо­ры отклю­ча­ют­ся, пере­дви­же­ния по отсе­кам сокра­ща­ют­ся до мини­му­ма, моря­кам нель­зя гром­ко раз­го­ва­ри­вать, делать лиш­ние дви­же­ния и про­из­во­дить посто­рон­ние зву­ки.
Бес­шум­но про­ле­жать на дне дизель­ная под­лод­ка может несколь­ко суток. Ато­мо­хо­дам это не под силу — ядер­ный реак­тор нель­зя остав­лять с выклю­чен­ны­ми вспо­мо­га­тель­ны­ми систе­ма­ми.
Торжественная церемония передачи подлодки Колпино ВМФ России на пристани АО Адмиралтейские верфи в Санкт-Петербурге

«Сумасшедшие Иваны»

Прин­ци­пи­аль­ных отли­чий в мето­дах ухо­да от пого­ни, по сло­вам Кур­ди­на, у моря­ков Рос­сии и НАТО нет. Одна­ко, по мне­нию воен­ных экс­пер­тов, рос­сий­ские под­вод­ни­ки достиг­ли в этом более высо­ко­го мастер­ства и «пута­ют сле­ды» куда эффек­тив­нее запад­ных кол­лег.
Дело в том, что при ухо­де от пого­ни рос­сий­ские моря­ки ред­ко дей­ству­ют по шаб­ло­ну. Они под­хо­дят к делу твор­че­ски. Один из манев­ров, при­ду­ман­ный еще в годы холод­ной вой­ны, аме­ри­кан­цы назва­ли «Сума­сшед­ший Иван» (Crazy Ivan). На хво­ст под­лод­кам ВМФ СССР тогда часто сади­лись аме­ри­кан­ские суб­ма­ри­ны. Шли в мерт­вой зоне за кор­мой — совет­ские сона­ры не могли их иден­ти­фи­ци­ро­вать из-за шума соб­ствен­ных вин­тов. Что­бы засечь про­тив­ни­ка, коман­ди­ры совер­ша­ли непред­ска­зу­е­мые и рез­кие манев­ры, вплоть до раз­во­ро­та на 180 гра­ду­сов. Что­бы избе­жать столк­но­ве­ния, аме­ри­кан­цы были вынуж­де­ны дер­жать­ся на рас­сто­я­нии.
АПЛ Владимир Мономах
«Выс­шей оцен­кой моих дей­ствий как коман­ди­ра под­вод­ной лод­ки ста­ли сло­ва быв­ше­го коман­ду­ю­ще­го под­вод­ны­ми сила­ми США, — гово­рит Кур­дин. — Адми­рал заявил, что я был одним из немно­гих, кто сумел его уди­вить. Надо заме­тить, что аме­ри­кан­цы учи­ты­ва­ют не толь­ко харак­те­ри­сти­ки под­ло­док и их аку­сти­че­ские порт­ре­ты. У них есть и так­ти­че­ские порт­ре­ты кон­крет­ных рос­сий­ских коман­ди­ров».
В свое вре­мя совет­ские моря­ки научи­лись гра­мот­но обхо­дить про­ти­во­ло­доч­ные рубе­жи и даже извест­ную аме­ри­кан­скую систе­му сле­же­ния SOSUS. Так, в 1985-м и 1987-м ВМФ СССР про­вел уни­каль­ные опе­ра­ции «Апорт» и «Атри­на». Тогда две груп­пы по пять атом­ных суб­ма­рин в каж­дой скрыт­но выдви­ну­лись в Атлан­ти­че­ский оке­ан. Одно­вре­мен­ный выход тако­го коли­че­ства ато­мо­хо­дов из мест бази­ро­ва­ния не мог остать­ся без вни­ма­ния аме­ри­кан­ских воен­ных. Они при­влек­ли все силы и сред­ства, раз­вер­ну­ли пол­но­мас­штаб­ную охо­ту. Одна­ко раке­то­нос­цы смо­гли пре­одо­леть все рубе­жи про­ти­во­ло­доч­ной обо­ро­ны, дой­ти до бере­гов США и остать­ся неза­ме­чен­ны­ми.
Дизель-электрическая подводная лодка Б-271 Колпино

Вооруженные «загонщики»

Поиск и пре­сле­до­ва­ние суб­ма­ри­ны — отдель­ная исто­рия. При­е­мы воен­ных Рос­сии и НАТО мало отли­ча­ют­ся. И те и дру­гие широ­ко при­ме­ня­ют мор­скую авиа­цию — само­ле­ты и вер­то­ле­ты. Они кру­жат над подо­зри­тель­ны­ми рай­о­на­ми и раз­бра­сы­ва­ют в зоне пат­ру­ли­ро­ва­ния гид­ро­аку­сти­че­ские, инфра­крас­ные, пас­сив­ные и актив­ные буи.
К при­ме­ру, на воору­же­нии ВМФ Рос­сии сто­ят Ил-38, осна­щен­ные поис­ко­во-при­цель­ной систе­мой «Бер­кут-38» и более совре­мен­ной «Новел­лой». Бое­вой ради­ус «Ила» — 2200 кило­мет­ров. У фло­та есть и более «даль­но­бой­ные» само­ле­ты — Ту-142. Они могут рабо­тать в пяти тыся­чах кило­мет­ров от базы.
Сторожевой корабль Черноморского флота (ЧФ) Сметливый
Как толь­ко с буя при­хо­дит сиг­нал, эки­паж само­ле­та свя­зы­ва­ет­ся с про­ти­во­ло­доч­ны­ми кораб­ля­ми. При­мер­ный курс суб­ма­ри­ны опре­де­ля­ет­ся по сра­ба­ты­ва­нию дру­гих буев. Силу­эт под­вод­ной лод­ки мож­но опре­де­лить и визу­аль­но — в сол­неч­ный день и штиль тем­ный вытя­ну­тый кор­пус хоро­шо про­смат­ри­ва­ет­ся с воз­ду­ха. На малых глу­би­нах осо­бен­но.
Полу­чив от авиа­ции коор­ди­на­ты цели, про­ти­во­ло­доч­ные кораб­ли начи­на­ют пре­сле­до­ва­ние. На мно­гих из них уста­нов­ле­на спе­ци­аль­ная аппа­ра­ту­ра обна­ру­же­ния киль­ва­тер­но­го сле­да, спо­соб­ная чет­ко опре­де­лить, как дав­но и в каком направ­ле­нии про­шла смер­то­нос­ная «сига­ра».
В арсе­на­ле фло­та любой мор­ской дер­жа­вы все­гда име­ют­ся мощ­ные гид­ро­аку­сти­че­ские ком­плек­сы, тор­пед­ные аппа­ра­ты и реак­тив­ные бом­бо­ме­ты. Охот­ни­ки за суб­ма­ри­на­ми садят­ся на хво­ст сво­ей жерт­ве и выпус­ка­ют по ней десят­ки глу­бин­ных бомб и тор­пед. При­чем необя­за­тель­но попасть бом­бой непо­сред­ствен­но в суб­ма­ри­ну — заряд может сде­то­ни­ро­вать непо­да­ле­ку, а взрыв­ная вол­на сама сде­ла­ет свое дело.
Модернизированный противолодочный самолет ИЛ-38Н
Модер­ни­зи­ро­ван­ный про­ти­во­ло­доч­ный само­лет Ил-38Н