Первый полет советского прототипа истребителя вертикального взлета Як-141 состоялся 9 марта 1987года

Девятого марта 1987 года совершил свой первый полет прототип Як-141, разработанный советским КБ Яковлева. Он должен был стать первым в мире истребителем вертикального взлета и посадки, способным летать на сверхзвуковой скорости. Но ему не повезло, пишет Traffic News. СССР распался.

Не посчаст­ли­ви­лось стать пер­вым в мире
9 мар­та 1987 года совер­шил свой пер­вый полет про­то­тип Як-141, раз­ра­бо­тан­ный совет­ским КБ Яко­вле­ва.
Як-141 дол­жен был стать пер­вым в мире истре­би­те­лем вер­ти­каль­но­го взле­та и посад­ки, спо­соб­ным летать на сверх­зву­ко­вой ско­ро­сти. Несмот­ря на то, что на бума­ге харак­те­ри­сти­ки само­ле­та были весь­ма впе­чат­ля­ю­щи­ми, ему не повез­ло – истре­би­тель так и остал­ся толь­ко про­то­ти­пом. Как же он появил­ся на свет?
Нач­нем с того, что в СССР до Як-141 был истре­би­тель вер­ти­каль­но­го взле­та Як-38. В 1970-х годах в СССР постро­и­ли авиа­не­су­щие крей­се­ра про­ек­та 1143.
Эти кораб­ли де-фак­то были лег­ки­ми авиа­нос­ца­ми. И хотя у них не было длин­ной взлет­но-поса­доч­ной поло­сы (ВПП), про­сти­ра­ю­щей­ся от носа до кор­мы, как у обыч­ных авиа­нос­цев ВМС США, они были осна­ще­ны диа­го­наль­ной ВВП, высту­па­ю­щей сле­ва от кор­пу­са.
Тем не менее, посколь­ку у таких кораб­лей не было стар­то­вых ката­пульт или тро­сов, как у аме­ри­кан­ских авиа­нос­цев, они могли нести толь­ко истре­би­те­ли с вер­ти­каль­ным взле­том.
По этой при­чи­не в СССР нача­ли раз­ра­ба­ты­вать само­ле­ты с вер­ти­каль­ным взле­том с уче­том того, что их будут транс­пор­ти­ро­вать авиа­не­су­щие крей­се­ра про­ек­та 1143. Так появил­ся само­лет Як-38.
Меж­ду тем Як-38 не мог нести доста­точ­ное коли­че­ство воору­же­ний и не отли­чал­ся про­дви­ну­ты­ми харак­те­ри­сти­ка­ми, поэто­му он был не очень при­го­ден для исполь­зо­ва­ния в каче­стве истре­би­те­ля.
Кро­ме того, его пло­хая манев­рен­но­сть при­во­ди­ла к частым ава­ри­ям, поэто­му СССР хотел как мож­но ско­рее при­нять на воору­же­ние более прак­тич­ный истре­би­тель вер­ти­каль­но­го взле­та.
Харак­те­ри­сти­ки были на высо­те, но рас­пад Сою­за свел все на нет
Так в 1971 году нача­лась раз­ра­бот­ка ново­го истре­би­те­ля вер­ти­каль­но­го взле­та на заме­ну Як-38. Пер­вый полет Як-38 состо­ял­ся 2 декаб­ря того же года, поэто­му оче­вид­но, что раз­ра­бот­ка ново­го само­ле­та нача­лась на очень ран­ней ста­дии.
Как и у Як-38, у ново­го само­ле­та было два дви­га­те­ля для вер­ти­каль­но­го взле­та и посад­ки в допол­не­ние к основ­но­му. Но тяга у них была боль­ше, а основ­ной дви­га­тель осна­щал­ся фор­саж­ной каме­рой. Это поз­во­ли­ло без про­блем летать на сверх­зву­ко­вых ско­ро­стях, несмот­ря на более круп­ные раз­ме­ры и боль­ший взлет­ный вес.
На само­лет так­же уста­но­ви­ли носо­вой радар и элек­тро­ди­стан­ци­он­ную систе­му управ­ле­ния. У новой маши­ны были харак­те­ри­сти­ки совре­мен­но­го истре­би­те­ля, и Як-38 не шел с ним ни в какое срав­не­ние.
После того, как Як-141 впер­вые под­нял­ся в воз­дух, 29 декаб­ря 1989 года он успеш­но выпол­нил полет в режи­ме висе­ния. Пер­во­на­чаль­но само­лет назы­вал­ся Як-41, но на Запа­де его оши­боч­но назва­ли Як-141 из-за номе­ра на фюзе­ля­же, в резуль­та­те чего истре­би­тель пере­име­но­ва­ли соот­вет­ству­ю­щим обра­зом.
Раз­ра­бот­ка Як-141 шла пла­но­мер­но, но тут, как гром сре­ди ясно­го неба, 26 декаб­ря 1991 года рас­пал­ся СССР. Кро­ме того, Рос­сия, став­шая пре­ем­ни­ком Сою­за, пере­жи­ва­ла эко­но­ми­че­ские потря­се­ния и финан­со­вые труд­но­сти.
В послед­ствии все авиа­не­су­щие крей­се­ры про­ек­та 1143, кото­рые долж­ны были нести новый истре­би­тель, спи­са­ли. Необ­хо­ди­мо­сти в даль­ней­шей раз­ра­бот­ке истре­би­те­ля боль­ше не было.
В резуль­та­те было постро­е­но толь­ко четы­ре про­то­ти­па Як-141. Истре­би­тель исчез, а мир так и не узнал о воз­мож­но­стях пер­во­го в мире сверх­зву­ко­во­го само­ле­та вер­ти­каль­но­го взле­та. В насто­я­щее вре­мя два Як-141 выстав­ле­ны в рос­сий­ских музе­ях.
Ком­мен­та­рии япон­ских чита­те­лей:
Kix
Harrierи F35B – един­ствен­ные истре­би­те­ли с вер­ти­каль­ным взле­том и посад­кой, кото­рые исполь­зу­ют­ся на прак­ти­ке. Общее у этих само­ле­тов то, что у них отдель­ных дви­га­те­лей для подъ­ема – для обес­пе­че­ния вер­ти­каль­но­го взле­та и посад­ки откло­ня­ет­ся тяга.
Ntakkie
Як-141 канул в лету в резуль­та­те воен­но-стра­те­ги­че­ско­го обнов­ле­ния Рос­сии после рас­па­да СССР. Его кон­струк­ция была выда­ю­щей­ся, и, по стан­дар­там того вре­ме­ни, у него был доста­точ­ный потен­ци­ал. Одна­ко, с точ­ки зре­ния стра­те­гии ВМФ Рос­сии дол­го он не сто­ял бы на воору­же­нии. Это гово­рит о том, что стра­те­гия и так­ти­ка мор­ских опе­ра­ций гораз­до важ­нее харак­те­ри­стик палуб­ных само­ле­тов.
Dpv
Пред­ше­ствен­ник Як-38 появ­лял­ся в ман­ге «Зона 88». Он был бес­по­ле­зен, посколь­ку обла­дал сла­бой гру­зо­подъ­ем­но­стью и харак­те­ри­сти­ка­ми в срав­не­нии с бри­тан­ским Harrier. Его пре­ем­ник Як-141 с усо­вер­шен­ство­ван­ным ПО и соплом дефлек­то­ра тяги дол­жен был срав­нять­ся с Harrier, но СССР рас­пал­ся. Ему не повез­ло, посколь­ку впо­след­ствии его бы могли при­нять на воору­же­ние.
Pistolstar
Кодо­вое назва­ние Як-38 по клас­си­фи­ка­ции НАТО – Forger. Это озна­ча­ет «под­дел­ка», кото­рая полу­чи­лась край­не неудач­ной, и это вызы­ва­ет сочув­ствие. Кста­ти, по слу­хам, ком­па­ния Lockheed в обмен на финан­си­ро­ва­ние полу­чи­ла дан­ные о кон­струк­ции сопла подъ­ем­но­го дви­га­те­ля Як-141 и исполь­зо­ва­ла их при раз­ра­бот­ке F-35B.
Ep8
Недо­стат­ком подъ­ем­ных дви­га­те­лей явля­ет­ся то, что они уве­ли­чи­ва­ют вес само­ле­та. США усо­вер­шен­ство­ва­ли это. В любом слу­чае, это здо­ро­во, что аме­ри­кан­цы и бри­тан­цы смо­гли создать истре­би­те­ли вер­ти­каль­но­го взле­та.
Rra
Из-за малень­ких кры­льев, уна­сле­до­ван­ных от Як-38, Як-141 столк­нул­ся бы с про­бле­мой недо­ста­точ­ной гру­зо­подъ­ем­но­сти. Слож­ные систе­мы уве­ли­чи­ли бы его сто­и­мо­сть. Даль­но­сть поле­та была бы неболь­шой, и само­лет мог бы нести неболь­шое коли­че­ство воору­же­ний.
Р39
У F-35B точ­но такой же подъ­ем­ный дви­га­тель в соче­та­нии с систе­мой сопел пере­мен­ной тяги, как у Як-141. Мож­но ска­зать, что в США вос­кре­си­ли тех­но­ло­гии совет­ско­го само­ле­та.
Кита­но
В игре Ace Combat 2 я вое­вал про­тив это­го само­ле­та. Во вре­мя вер­ти­каль­но­го взле­та он был лег­кой мише­нью.
Age
Не хочу обсуж­дать эту тему. Истре­би­те­ли исполь­зу­ют­ся во вре­мя войн, что­бы уби­вать людей.
Nan
Невоз­мож­но пред­ска­зать буду­щее. Кто знал, что совет­ские тех­но­ло­гии при­ве­дут к созда­нию F-35 (Ком­па­ния Lockheed­при­об­ре­ла дан­ные о раз­ра­бот­ке это­го само­ле­та у КБ Яко­вле­ва).