Как отмечают эксперты, в регионах требуется решить проблему нехватки врачей и внедрять новые технологии
Привлечение дополнительных кадров к проведению медосмотров в школах и совершенствование методов передачи данных о здоровье детей между врачами, учителями и родителями позволит своевременно выявлять патологии и избегать несчастных случаев на уроках физкультуры, считают опрошенные ТАСС сотрудники школ и поликлиник в регионах.
Ранее глава Минобрнауки Ольга Васильева сообщила, что более 200 детей погибли в прошлом году, занимаясь физкультурой в школе. Минздрав РФ заявил, что необходимо решать проблему путем углубления профилактических медицинских осмотров в школах. Эксперты в регионах рассказали ТАСС, как организовать проведение медосмотра в школах, как заинтересовать такой работой врачей и чем могут помочь родители школьников.
Дефицит педиатров
Как отмечают эксперты, основной трудностью при организации школьных медицинских осмотров сегодня становится нехватка врачей, которая особенно остро ощущается в отдаленных районах страны — на Дальнем Востоке и в арктических регионах.
«У нас сейчас поликлиника укомплектована участковыми лишь наполовину, каждый врач ведет по два участка. И хотя приглашать на осмотры, информировать — это действительно наша обязанность, другие участники процесса тоже должны участвовать в этом, интересоваться, помнить о своей обязанности следить за здоровьем ребенка», — говорит главврач детской поликлиники № 5 города Владивостока Александра Горшкова.
По ее словам, нехватка специалистов объясняется не только снижением числа поступающих в медицинские вузы, но и тем, что студенты стремятся продолжить обучение в ординатуре и не идут работать на участке. «Мы видим, как студенты залезают в кредиты с помощью родителей, поступают платно в ординатуру, а к нам в итоге пришло в этом году два специалиста, из которых одна у нас просто подрабатывает, пока доучивается», — говорит Горшкова.
На нехватку медработников жалуются и в школах. «У нас в школе, в которой больше тысячи учащихся, нет штатного медицинского работника. У нас приходящая медсестра, которая приходит раз в неделю. Она постоянно работает в другой школе города и по совместительству приходит к нам», — сказала директор южно-сахалинской гимназии № 2 Мария Чеснокова, отметив, что осмотры проводятся тем не менее регулярно, силами приходящих врачей.
Минздрав РФ планирует решать этот вопрос путем подготовки в медицинских вузах бакалавров по школьной медицине — это новое направление, которое появилось в России в 2016 году. Врачи в регионах называют и другие способы привлечения специалистов — например, поднятие престижа профессии за счет различных мер поддержки. «Когда в 2006 году работал проект «Здоровье», в котором жестко была определена доплата участковым педиатрам в 10 тысяч рублей, тогда был конкурс на каждое место участкового педиатра. Теперь этих денег не стало меньше, но 10 тысяч рублей в 2006 году — это не то же самое, что 10 тысяч рублей сегодня», — отметила главврач детской поликлиники № 5 Владивостока.
А в Новом Уренгое нехватку кадров компенсируют реорганизацией медицинских учреждений — в рамках пилотного проекта в детской поликлинике организовали осмотры под эгидой центра здоровья. В центре детей принимают невролог, хирург, уролог, отоларинголог, офтальмолог, гинеколог, ортопед, стоматолог, психиатр, педиатр и логопед. В нем можно пройти медицинские осмотры при поступлении в детские сады, школы, оформить справки о состоянии здоровья в оздоровительные лагеря, для допуска к сдаче норм ГТО.
Технологии и время
Из нехватки кадров вытекает другая проблема — недостаток времени на осмотр школьников. Депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга, член комитета по законодательству, заместитель председателя постоянной комиссии по социальной политике и здравоохранению Санкт-Петербурга Александр Егоров сообщил ТАСС, что сегодня у петербургских врачей на каждого школьника есть от 12 до 20 минут.
«Если у врача есть время на более детальный осмотр, то, даже не обладая большим опытом, он может заподозрить патологию. Но часто бывает, что эти медосмотры не проводят детально. Бывает так, что и для галочки проводят», — отметил Егоров.
Привлечение новых специалистов и более эффективная организация медосмотров помогут решить вопрос, однако необходимо также уделять внимание оснащению медиков, которые проводят осмотры, современным оборудованием.
Минздрав Алтайского края намерен в следующем году приобрести мобильный аппаратно-программный комплекс для дополнительного, детального обследования школьников. Он будет проверять сердечно-сосудистую, дыхательную, центральную нервную систему, зрение, слух — практически весь организм, и выявлять, прежде всего, факторы риска, которые могут привести к серьезным заболеваниям.
В четырех школах Ульяновска реализуется в качестве эксперимента другая идея — медосмотры проводятся раздельно, частично в школе, частично — в поликлиниках. Причем осматривают не только учеников, но и учителей. По словам директора ульяновской школы № 76, участвующей в проекте, Людмилы Гречко, осмотры выявили распространенную и серьезную проблему — лишний вес.
«Мне пришлось обращаться к операторам организации питания, чтобы подготовить специальное меню для таких детей. Сейчас оно разрабатывается и с января будет вводиться в школьные столовые», — подчеркнула Гречко.
Трудности коммуникации
Школьные медосмотры — это не только большой поток детей, с которыми должны работать врачи, но и огромные объемы данных, которые должны храниться и передаваться поликлиникам, школам и родителям. На эту проблему указывает уполномоченный по правам ребенка Саратовской области Татьяна Загородняя, отмечая, что решением может стать только информатизация и перенос данных на электронные носители.
«Безусловно, у нас в медучреждениях все еще сохраняется старая система карточек — они теряются, портятся. Но в поликлиниках уже начали менять рентгеновские аппараты — если раньше была возможность сделать только аналоговые снимки, то теперь они делаются в цифровом варианте и сохраняются в компьютере. То же самое с аппаратами УЗИ. Это позволяет не просто следить за состоянием детей, а видеть динамику», — пояснила она агентству.
Внедрение технологий и быстрая передача данных между учреждениями, чтобы учителя были в курсе болезней детей, выявленных врачами, позволят снизить число несчастных случаев в школах, уверен петербургский депутат Александр Егоров. «Классный руководитель должен об этом знать, чтобы не получилось так — ребенок не должен чем-либо заниматься, а он, например, по своей воле, решил себя испытать и, допустим, пошел на лыжную гонку, когда ему это запрещено», — подчеркнул он.
Однако есть и другая сторона проблемы — родители, которые не всегда ответственно подходят к информированию школ об особенностях своего ребенка. «Мы порой не знаем, какие заболевания, в том числе хронические, серьезные есть у детей. В частности, идет прием в первый класс, родители могут приносить медицинскую карту, могут не приносить. Это персональные данные, которые засекречены для школы, и почему такую демократию развели — непонятно», — говорит директор южно-сахалинской гимназии № 2, отмечая, что медицинская карта должна появиться в обязательном списке документов, необходимых для приема в школу.
Скорая помощь детям
О беспечности родителей говорят эксперты и в кавказских регионах. По словам председателя межрегионального общественного движения «Родительский комитет Северо-Кавказского федерального округа» Киры Моисеевой, многие семьи считают, что профилактический осмотр детей решает все проблемы и возлагают на них всю заботу о здоровье ребенка.
«Родители сейчас неразборчивы в своем выборе. Все, что бесплатно, — все хорошо. Для детей подобная инициатива тоже в радость — они пропускают школу. В первую очередь, заботиться о здоровье детей должны родители, школьные медосмотры есть, стоматологи проверяют зубы и так далее, но все, что более важно, — это уже лечение, это забота родителей», — отметила Моисеева.
«Наверное, дети гибнут во время уроков физкультуры не потому, что они болеют. Причиной смерти во время физкультуры могут стать — крайне редко — сахарный диабет у ребенка, но если во время физических нагрузок окажется, что у него очень низкий сахар, ему просто вовремя не помогли — вот это может стать причиной», — отметил он.
В идеале, считает директор школы № 17 Черкесска Магомед Байрамуков, в каждой школе должен работать квалифицированный педиатр — это решало бы проблемы и профилактики, и первой помощи при ЧП.
«У нас в школе обучаются 1,7 тыс. детей, работают фельдшер и медсестра — представители городского отдела здравоохранения. Есть медицинский кабинет, оснащенный элементарными приборами. Мы не жалуемся, но нет предела совершенству», — пояснил Байрамуков.